Авторизация

komplekt25 26

Победа 80

noko24

Правовая информация

Служба по контракту в вооруженных силах Российской Федерации

здоровое поколение ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Роспотребнадзор информирует

Независимая оценка качества

Независимой оценки качества образования

Короновирусная инфекция

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель: 

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

-  Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивающие:

- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

-  Развивать у детей любознательность,

- Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.          

- Активизировать речевую деятельность.

- Закреплять и расширять словарный запас детей.

- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: 

полиэтиленовые пакеты, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук,), салфетки,  фартуки по количеству детей, воздушные шарики, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки, кисточки, гуашь заранее разведенная водой, лист бумаги, стакан, емкость с водой, мячики, надувные резиновые игрушки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: Ребята, я для вас принесла красивую шкатулку.

Как вы думаете, что лежит внутри шкатулки? (открывает шкатулку, она пустая) Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух. А как вы думаете, что такое воздух?

Это то, чем мы с вами дышим.

Воспитатель.  Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?

Воспитатель: Давайте убедимся, так ли нам необходим воздух?

- Зажмите нос пальцами.  Что вы почувствовали?  Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох? Что мы вдыхаем? 

Дети. Воздух.  

Воспитатель. Ребята, воздух везде. Как вы думаете, а у нас в группе есть воздух? А вы видите воздух?

Дети. Нет

Воспитатель.  Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.

Поймайте воздух руками. Этого нельзя сделать. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». 

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей). Правильно ребята, лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в специальной одежде, одеваем фартуки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:

. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

. Слушать очень внимательно.

. Работать аккуратно.

ОПЫТ №1. «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, давайте поймаем воздух в пакет. Раз, два, три воздух лови» и пакеты закрутим. Что произошло с пакетами? (раздулись). Стали похожи на подушку, кошку с ушками. Что в них находится? (воздух). Какой он? (прозрачный). Вы его видите? (нет). Вы его ощущаете? (нет).  Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет. Какого цвета воздух? (ответы детей). (На столе у меня фонарик) сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Воспитатель: Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили! (Выпускают воздух)

Воспитатель: а как еще можно почувствовать воздух? (ответы детей).

Ребята на столе лежит веер, возьмите его в руки и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). А что такое ветер? Это движение воздуха.

ВЫВОД: воздух можно почувствовать. Воздух прозрачный, бесцветный.

Опыт №2 « Как увидеть воздух?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится в стакане?

Дети. Нет ничего.

Воспитатель: а это мы сейчас проверим. Смотрите внимательно. Мы опускаем стаканчик в воду, держа его прямо. Что мы видим? Вода попала внутрь стакана? Нет. А почему, как вы думаете?  Опустите бутылочки в воду, что происходит? Воздух, находящийся в стакане не пускает воду внутрь, выталкивает ее.

А теперь снова опустим стаканчик в воду, но немного наклоним его. Что происходит теперь?

Дети. Пузырьки воздуха выходят.

Воспитатель. Значит, в пустом, на первый взгляд, стаканчике находился воздух. Когда мы его опустили в воду - воздух стал выходить из него, а его место заняла вода.

 Правда, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх – бурлит?

Опыт « Вот такой апельсин» ( очищенный и целый)

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что воздух есть везде. Интересно, а в апельсине он есть?

Один апельсин в кожуре положить в миску с водой. Даже если мы попробуем утопить его, он не утонет. Знаете почему, потому что в кожуре есть воздушные пузырьки, они выталкивают апельсин из воды, а без кожуры, апельсин утонет. Без кожуры апельсин тяжелее воды 

Вывод: значит воздух легче воды (ставится схема).

Физкультминутка ( под музыку)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт №3 « Чем пахнет воздух?»

Воспитатель: а можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей).         

- Чем думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.

Дети. Ничем не пахнет.

Воспитатель подводит детей к столу.

Да, ребята, вы правы, чистый воздух не пахнет ничем.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».

Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).

Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?

Дети. Да, пахнет апельсином и т.д.

Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах.

Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и  веществ, которые нас окружают (ставится схема).

Опыт №4 « Узнай воздух на вкус»

Воспитатель предлагает поймать воздух ртом, и сказать, какой воздух на вкус?

Вывод: воздух не имеет вкуса, безвкусный.

Воспитатель подводит детей к следующему столу.

Опыт №5 « Имеет ли воздух звук?

Воспитатель. Предлагает детям немного отдохнуть.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? (дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька).

-Что это такое?

Дети. Музыкальные инструменты.

Воспитатель. Как на них играют?

Дети. В них дуют.

Воспитатель раздает детям инструменты.

Воспитатель: Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….

Воспитатель. Одинаковый звук получается?

Дети. Нет.

Воспитатель. Воздух может звучать по-разному.

Воспитатель. А в природе мы слышим воздух?

Дети.  Слышим.

Воспитатель. Где? Как?

Дети.  Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль и т.п.

Ставится магнитофонная запись звуков природы.

Воспитатель. Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух может звучать.

Опыт №6: « Имеет ли воздух форму?

Воспитатель подводит детей к надутому круглому шарику, дети сжимают его в руках, шарик приобретает форму овала, т.е. меняет форму

Вывод: у воздуха нет формы, он приобретает форму предмета

Воспитатель: ребята, а вы знаете,  воздухом можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (да).

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет.

В трубочки подуем

Капельки раздуем

Воспитатель: макаем кисть в разведенную краску и брызгает на лист бумаги. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные  капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее! (дети пробуют рисовать).

Анализ работ детей.

Воспитатель: давайте ещё раз закрепим, что мы узнали про воздух. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Красная карточка означает – нет, а зелёная – да. Будьте внимательны!

-Воздух окружает нас со всех сторон. (Да).

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да).

-Воздух тяжелее воды (нет).

-Человек может жить без воздуха (нет).

-Ветер это движение воздуха (да).

-Чистый воздух имеет запах (нет).

Итог занятия:

Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? Что изучали?

Дети: воздух

Воспитатель: А что  вы сегодня узнали о воздухе?

Дети рассказывают о свойствах воздуха, выставляют схемы:

Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух можно услышать, не имеет запаха и вкуса, воздухом можно рисовать.

Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?

Дети. Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.

Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.

Воспитатель. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки.

Воспитатель дарит детям мыльные пузыри, воздушные шарики.

Тамбов - 2025 Детский сад №18 "Ручеек"