Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель: 

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

-  Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивающие:

- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

-  Развивать у детей любознательность,

- Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.          

- Активизировать речевую деятельность.

- Закреплять и расширять словарный запас детей.

- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: 

полиэтиленовые пакеты, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук,), салфетки,  фартуки по количеству детей, воздушные шарики, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки, кисточки, гуашь заранее разведенная водой, лист бумаги, стакан, емкость с водой, мячики, надувные резиновые игрушки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: Ребята, я для вас принесла красивую шкатулку.

Как вы думаете, что лежит внутри шкатулки? (открывает шкатулку, она пустая) Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух. А как вы думаете, что такое воздух?

Это то, чем мы с вами дышим.

Воспитатель.  Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?

Воспитатель: Давайте убедимся, так ли нам необходим воздух?

- Зажмите нос пальцами.  Что вы почувствовали?  Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох? Что мы вдыхаем? 

Дети. Воздух.  

Воспитатель. Ребята, воздух везде. Как вы думаете, а у нас в группе есть воздух? А вы видите воздух?

Дети. Нет

Воспитатель.  Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.

Поймайте воздух руками. Этого нельзя сделать. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». 

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей). Правильно ребята, лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в специальной одежде, одеваем фартуки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:

. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

. Слушать очень внимательно.

. Работать аккуратно.

ОПЫТ №1. «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, давайте поймаем воздух в пакет. Раз, два, три воздух лови» и пакеты закрутим. Что произошло с пакетами? (раздулись). Стали похожи на подушку, кошку с ушками. Что в них находится? (воздух). Какой он? (прозрачный). Вы его видите? (нет). Вы его ощущаете? (нет).  Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет. Какого цвета воздух? (ответы детей). (На столе у меня фонарик) сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Воспитатель: Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили! (Выпускают воздух)

Воспитатель: а как еще можно почувствовать воздух? (ответы детей).

Ребята на столе лежит веер, возьмите его в руки и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). А что такое ветер? Это движение воздуха.

ВЫВОД: воздух можно почувствовать. Воздух прозрачный, бесцветный.

Опыт №2 « Как увидеть воздух?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится в стакане?

Дети. Нет ничего.

Воспитатель: а это мы сейчас проверим. Смотрите внимательно. Мы опускаем стаканчик в воду, держа его прямо. Что мы видим? Вода попала внутрь стакана? Нет. А почему, как вы думаете?  Опустите бутылочки в воду, что происходит? Воздух, находящийся в стакане не пускает воду внутрь, выталкивает ее.

А теперь снова опустим стаканчик в воду, но немного наклоним его. Что происходит теперь?

Дети. Пузырьки воздуха выходят.

Воспитатель. Значит, в пустом, на первый взгляд, стаканчике находился воздух. Когда мы его опустили в воду - воздух стал выходить из него, а его место заняла вода.

 Правда, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх – бурлит?

Опыт « Вот такой апельсин» ( очищенный и целый)

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что воздух есть везде. Интересно, а в апельсине он есть?

Один апельсин в кожуре положить в миску с водой. Даже если мы попробуем утопить его, он не утонет. Знаете почему, потому что в кожуре есть воздушные пузырьки, они выталкивают апельсин из воды, а без кожуры, апельсин утонет. Без кожуры апельсин тяжелее воды 

Вывод: значит воздух легче воды (ставится схема).

Физкультминутка ( под музыку)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт №3 « Чем пахнет воздух?»

Воспитатель: а можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей).         

- Чем думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.

Дети. Ничем не пахнет.

Воспитатель подводит детей к столу.

Да, ребята, вы правы, чистый воздух не пахнет ничем.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».

Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).

Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?

Дети. Да, пахнет апельсином и т.д.

Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах.

Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и  веществ, которые нас окружают (ставится схема).

Опыт №4 « Узнай воздух на вкус»

Воспитатель предлагает поймать воздух ртом, и сказать, какой воздух на вкус?

Вывод: воздух не имеет вкуса, безвкусный.

Воспитатель подводит детей к следующему столу.

Опыт №5 « Имеет ли воздух звук?

Воспитатель. Предлагает детям немного отдохнуть.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? (дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька).

-Что это такое?

Дети. Музыкальные инструменты.

Воспитатель. Как на них играют?

Дети. В них дуют.

Воспитатель раздает детям инструменты.

Воспитатель: Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….

Воспитатель. Одинаковый звук получается?

Дети. Нет.

Воспитатель. Воздух может звучать по-разному.

Воспитатель. А в природе мы слышим воздух?

Дети.  Слышим.

Воспитатель. Где? Как?

Дети.  Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль и т.п.

Ставится магнитофонная запись звуков природы.

Воспитатель. Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух может звучать.

Опыт №6: « Имеет ли воздух форму?

Воспитатель подводит детей к надутому круглому шарику, дети сжимают его в руках, шарик приобретает форму овала, т.е. меняет форму

Вывод: у воздуха нет формы, он приобретает форму предмета

Воспитатель: ребята, а вы знаете,  воздухом можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (да).

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет.

В трубочки подуем

Капельки раздуем

Воспитатель: макаем кисть в разведенную краску и брызгает на лист бумаги. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные  капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее! (дети пробуют рисовать).

Анализ работ детей.

Воспитатель: давайте ещё раз закрепим, что мы узнали про воздух. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Красная карточка означает – нет, а зелёная – да. Будьте внимательны!

-Воздух окружает нас со всех сторон. (Да).

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да).

-Воздух тяжелее воды (нет).

-Человек может жить без воздуха (нет).

-Ветер это движение воздуха (да).

-Чистый воздух имеет запах (нет).

Итог занятия:

Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? Что изучали?

Дети: воздух

Воспитатель: А что  вы сегодня узнали о воздухе?

Дети рассказывают о свойствах воздуха, выставляют схемы:

Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух можно услышать, не имеет запаха и вкуса, воздухом можно рисовать.

Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?

Дети. Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.

Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.

Воспитатель. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки.

Воспитатель дарит детям мыльные пузыри, воздушные шарики.