Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, поэтому педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.
Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Цель: обучение детей в игровой форме осваивать навыки счёта, ориентироваться на листе бумаги, изучать геометрические фигуры.
Задачи:
Танграм - древняя китайская игра. Она представляет собой комплект из семи плоских геометрических фигур (танов), которые при сложении образуют квадрат. Из этих семи фигур можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, птиц, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, а так же букв и цифр.
Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, логического и конструктивного мышления, мелкой моторики, а также нравственно-волевых качеств ребенка (усидчивости и терпения).
Игра имеет несколько уровней сложности и рекомендуется детям, начиная с 3-х лет. Малышам будет интересно накладывать фигурки «Танграма» на готовый образец. При этом детям надо будет сопоставить размер и форму фигурок и правильно разместить их на основе-подсказке.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
За всю историю существования человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения- семейная и общественная. Каждая из этих ветвей , представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два разных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходимо их взаимодействие. Детский сад играет огромную роль в жизни ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с детьми и взрослыми, организовывает собственную деятельность. Однако, насколько успешно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит напрямую от отношения семьи к дошкольному учреждению. Развитие гармоничной личности дошкольника без активного участия в образовательной и воспитательной деятельности родителей вряд ли возможно
Цель: Формировать навыки составления рассказа-повествования на основе беседы педагога с детьми.
Задачи:
Оборудование: игрушка-котенок, развивающий плакат –игра с многоразовыми наклейками «Домашние животные»
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. В младшем возрасте центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - это необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее -короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представить его в новой для ребенка функции отношений.