Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Холодова Татьяна Анатольевна

Учитель-логопед, специалист первой квалификационной категории

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Ранний возраст является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций, а также основы речевого развития малыша.

Неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот период его жизни отрицательно сказывается на развитие его речи.
Речь – «королева» всех высших психических функций, это сложная организованная функция, подверженная влиянию неблагоприятных воздействий (биологических, психогенных, социальных). Речевые нарушения встречаются в раннем возрасте довольно часто.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Формирование речи ребенка

Современный ребёнок к 4,5-5 годам овладевает всей системой родного языка: он может говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

         Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.

 Причины речевых нарушений:

  1. Наследственные факторы
  2. Внутриутробное поражение плода:

-  различные радиационные облучения,

-  химические поражения

-  нейроинфекции (грипп, воспаление лёгких матери),

-  травмы,

-  психотравмы.

3. Природовые травмы ( затяжные роды – кислородное голодание мозга, стремительные роды – резкий перепад давления, асфиксия – обмотан пуповиной). Родовспоможение - щипцы, вакуум.  Кесарево сечение – провоцирующий фактор.

4. Послеродовой период. Инфекционные болезни на первых месяцах жизни. Побочные функции лекарств.

5.  Патологическое строение  артикуляционного аппарата:

дефекты в строении губ; в строении мягкого нёба; патология в строении челюстей; дефекты в строении языка. Парез языка.

6. Неблагоприятная речевая среда. Снижение физического слуха.

7. Интеллектуальная недостаточность.

         Дефекты речи делятся на две группы (психолингвистические критерии). К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание.

         Левая височная доля коры головного мозга ответственна за понимание речи человека. Фонетический слух сохраняется в течение всей жизни человека. На базе фонетического слуха формируется фонематический слух. Чтобы различить  звуки, их нужно сопоставить, т.е. выделить общие и различительные признаки, они имеют бинарное противопоставление (звонкий-глухой;  твердый-мягкий). Фонематический слух – это  врождённая способность человека воспринимать и различать речевые звуки, чтобы распознать слово. Фонематический слух настроен только на восприятие человеческой речи.  Он формируется спонтанно у ребёнка к  1 году  7 месяцам. Фонематический слух осуществляет не только функцию приёма и оценки чужой речи, но и контроль собственной речи. Именно он является стимулом формирования нормированного произношения.

Операции фонематического слуха:  слышать наличие звуков в слове (покажи картинку,  где есть звук  к).

Различать слова, состоящие из одних и тех же звуков (рост, сорт, торс).

Различать слова паронимы, которые различаются только одним звуком (майка-чайка, бочка-почка).

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем.

 К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Без специального коррекционного воздействия  ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слова, правильно произносить все звуки родного языка, что приведёт к  проявлению стойких ошибок при овладении чтением и письменной речью.

 

 

Комплексы упражнений для формирования основных групп звуков

Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

На одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений.

К последующим упражнениям надо переходить лишь после усвоения предыдущих.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих ребенку в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке ).

ПОСТРОИТЬ ЗАБОР

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, про себя произнесите звук И. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

Важно. Следить, чтобы верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно учить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу: положить свой палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

СДЕЛАТЬ ТРУБОЧКУ

Цель: вырабатывать движение губ вперед.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Важно: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы сомкнуты. Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложить дотянуться ему губами до конфетки (на расстоянии 1,5-2 см от губ и взять её губами ).

Когда усвоены два первых упражнения, переходим к следующему:

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя...».

Важно: язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами на одном выдохе несколько раз.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш.

Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития правильной речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания, перенесенные как при внутриутробном развитии, так и в раннем возрасте. Они ослабляют организм, снижают его психическую активность.

Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев (гуление). Подготовка речевого аппарата к произношению звуков и процесс развития понимания речи.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Первые слова малыша, как бы непонятны и искажены они не были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и « тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего сообщить маме на одной ей понятном языке. А вот пятилетний ребенок может в слезах вернуться из детского коллектива, где сверстники дразнили его за «кашу во рту». А у первоклассника проблемы речи могут отбить желание учиться, заложив основу множеству психологических комплексов.

До пяти лет неправильное произношение различных звуков считается возрастным и ещё не должно вызывать серьезных тревог у родителей ( если у ребенка нет психологических проблем). Другое дело, если оно сохранилось и далее. После пяти лет, как правило, ребенок сам, без специальной помощи научиться произносить звуки правильно уже не может. С каждым годом детей, несправляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков становиться все больше.