Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Учитель-логопед, специалист первой квалификационной категории
Ранний возраст является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций, а также основы речевого развития малыша.
Неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот период его жизни отрицательно сказывается на развитие его речи.
Речь – «королева» всех высших психических функций, это сложная организованная функция, подверженная влиянию неблагоприятных воздействий (биологических, психогенных, социальных). Речевые нарушения встречаются в раннем возрасте довольно часто.
Формирование речи ребенка
Современный ребёнок к 4,5-5 годам овладевает всей системой родного языка: он может говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.
Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
Причины речевых нарушений:
- различные радиационные облучения,
- химические поражения
- нейроинфекции (грипп, воспаление лёгких матери),
- травмы,
- психотравмы.
3. Природовые травмы ( затяжные роды – кислородное голодание мозга, стремительные роды – резкий перепад давления, асфиксия – обмотан пуповиной). Родовспоможение - щипцы, вакуум. Кесарево сечение – провоцирующий фактор.
4. Послеродовой период. Инфекционные болезни на первых месяцах жизни. Побочные функции лекарств.
5. Патологическое строение артикуляционного аппарата:
дефекты в строении губ; в строении мягкого нёба; патология в строении челюстей; дефекты в строении языка. Парез языка.
6. Неблагоприятная речевая среда. Снижение физического слуха.
7. Интеллектуальная недостаточность.
Дефекты речи делятся на две группы (психолингвистические критерии). К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание.
Левая височная доля коры головного мозга ответственна за понимание речи человека. Фонетический слух сохраняется в течение всей жизни человека. На базе фонетического слуха формируется фонематический слух. Чтобы различить звуки, их нужно сопоставить, т.е. выделить общие и различительные признаки, они имеют бинарное противопоставление (звонкий-глухой; твердый-мягкий). Фонематический слух – это врождённая способность человека воспринимать и различать речевые звуки, чтобы распознать слово. Фонематический слух настроен только на восприятие человеческой речи. Он формируется спонтанно у ребёнка к 1 году 7 месяцам. Фонематический слух осуществляет не только функцию приёма и оценки чужой речи, но и контроль собственной речи. Именно он является стимулом формирования нормированного произношения.
Операции фонематического слуха: слышать наличие звуков в слове (покажи картинку, где есть звук к).
Различать слова, состоящие из одних и тех же звуков (рост, сорт, торс).
Различать слова паронимы, которые различаются только одним звуком (майка-чайка, бочка-почка).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слова, правильно произносить все звуки родного языка, что приведёт к проявлению стойких ошибок при овладении чтением и письменной речью.
Комплексы упражнений для формирования основных групп звуков
Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
На одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений.
К последующим упражнениям надо переходить лишь после усвоения предыдущих.
Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих ребенку в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке ).
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, про себя произнесите звук И. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.
Важно. Следить, чтобы верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно учить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу: положить свой палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
Цель: вырабатывать движение губ вперед.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
Важно: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы сомкнуты. Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложить дотянуться ему губами до конфетки (на расстоянии 1,5-2 см от губ и взять её губами ).
Когда усвоены два первых упражнения, переходим к следующему:
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя...».
Важно: язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами на одном выдохе несколько раз.
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш.
Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития правильной речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания, перенесенные как при внутриутробном развитии, так и в раннем возрасте. Они ослабляют организм, снижают его психическую активность.
Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев (гуление). Подготовка речевого аппарата к произношению звуков и процесс развития понимания речи.
Первые слова малыша, как бы непонятны и искажены они не были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и « тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего сообщить маме на одной ей понятном языке. А вот пятилетний ребенок может в слезах вернуться из детского коллектива, где сверстники дразнили его за «кашу во рту». А у первоклассника проблемы речи могут отбить желание учиться, заложив основу множеству психологических комплексов.
До пяти лет неправильное произношение различных звуков считается возрастным и ещё не должно вызывать серьезных тревог у родителей ( если у ребенка нет психологических проблем). Другое дело, если оно сохранилось и далее. После пяти лет, как правило, ребенок сам, без специальной помощи научиться произносить звуки правильно уже не может. С каждым годом детей, несправляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков становиться все больше.