Первые слова малыша, как бы непонятны и искажены они не были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и « тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего сообщить маме на одной ей понятном языке. А вот пятилетний ребенок может в слезах вернуться из детского коллектива, где сверстники дразнили его за «кашу во рту». А у первоклассника проблемы речи могут отбить желание учиться, заложив основу множеству психологических комплексов.
До пяти лет неправильное произношение различных звуков считается возрастным и ещё не должно вызывать серьезных тревог у родителей ( если у ребенка нет психологических проблем). Другое дело, если оно сохранилось и далее. После пяти лет, как правило, ребенок сам, без специальной помощи научиться произносить звуки правильно уже не может. С каждым годом детей, несправляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков становиться все больше.
Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности матери. Любые проблемы – от неполноценного питания и недосыпания и до и принятия алкоголя и инфекционных заболеваний будущей матери – влияют на общее развитие ребенка. В том числе и на развитие его центральной нервной системы, следовательно, и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности ( даже сильный ранний токсикоз).
Также отрицательное влияние на формирование речи ребенка влияют неблагополучные роды (например, при кислородном голодании часто страдают речевые клетки), а также собственные болезни ребенка.
Значительное влияние на формирование речи оказывают проблемы слуха. Речь в условиях, когда ребенок плохо слышит как себя, так и окружающих, не может формироваться нормально. Дефект речи у кого-то из родителей так же влияет на речь ребенка, который на первых этапах развития слепо подражает окружающим.
Нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка могут индивидуальные дефекты речевого аппарата: массивная или короткая подъязычная уздечка, нарушение прикуса, которые решаются детским стоматологом, и другие.
Родителям не следует стыдить ребенка, насмехаться над его произношением. Ребенок начтет нервничать, стесняться произносить слова с трудными для него звуками и вообще общаться.
Некоторые родители не беспокоятся по поводу неправильного произношения звуков ребенком, они хорошо понимают его речь и лишь умиляются «очаровательному лепету» и не только не стремятся выработать четкую и правильную речь у ребенка, но часто сами стараются ему подражать. Ребенок и не подозревает о необходимости учиться правильному произношению. Для него становиться неожиданностью насмешки детей в коллективе.
Чтобы недостатки звукопроизношения не привели к серьезным нарушениям в поведении ребенка, начните ненавязчиво заниматься этой проблемой уже с трехлетнего возраста. В игровой форме поучите ребенка приемам произношения.
Для улучшения подвижности речевых мышц, а также для того, чтобы повысить их гибкость и точность движений, можно выполнять следующие игровые упражнения:
«Заборчик». «Поставим зубки на зубки, сожмем и покажем верхние и нижние зубки»
«Трубочка». «Вытянем сомкнутые губы вперед. А теперь будем по очереди выполнять «Заборчик» и «Трубочку», зубки всегда в положении «Заборчик».
«Маятник» «Будем по очереди касаться кончиком языка то левого, то правого уголка рта»
«Качели» «Рот приоткроем, кончиком языка будем касаться основания то верхних, то нижних зубок».
«Лошадка». «Давай с тобой пощелкаем язычком, как будто бежит лошадка .»
«Пароход». «Давай прижмем язычок зубками и погудим, как пароход. Низко, сердито» (получается звук л-л-л )
Артикуляционные упражнения нужно проводить перед зеркалом, ребёнок копирует движения взрослого.
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш.
Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Карандаш
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Орехи
Научился два орешка
Между пальцами держать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Помощник
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Дорожка
Я взяла горошка,
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка.
Игра с горошком
Дома я одна скучала, - Пальчик, пальчик, мой хороший,
Горсть горошинок достала. Ты прижми к столу горошек, Прежде сем игру начать, Покрути и покатай
Надо пальчику сказать: И другому передай.