Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития правильной речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания, перенесенные как при внутриутробном развитии, так и в раннем возрасте. Они ослабляют организм, снижают его психическую активность.
Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев (гуление). Подготовка речевого аппарата к произношению звуков и процесс развития понимания речи.
К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).
К 1 году словарь возрастает до 10-12 слов (му, бе, кис). Речь развивается по подражанию, поэтому в данный период необходима четкая, неторопливая речь взрослых. Предметы надо называть четко, не искажая, не имитируя речь ребенка. В этот период необходимо развивать пассивный словарь. Постепенно развивается активный словарь.
К 2 годам словарь ребенка насчитывает 250-300 слов. Формируется фразовая речь. Сначала простые фразы из 2-3 слов (дай пить).
К 3 годам активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.
К 5 годам активный словарь 2500-3000 слов. При благополучном развитии речи к 5-6 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.
Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием речи взрослых. В настоящее время у детей широко распространены речевые нарушения. Без своевременно оказанной грамотной, квалифицированной помощи логопеда речевые нарушения, как правило, сами не устраняются и сопровождают человека в продолжение всей жизни.
Развитие движений пальцев рук
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются к году. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения : «Мама, дай» ;«Папа, би-би» . К концу третьего года жизни словарный запас достигает 1000-1200 слов. Появляются многословные предложения. Ребенок способен почти наизусть рассказать небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов : губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. У ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
О предупреждении речевых нарушений
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой и усвоения школьной программы.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильного расположения верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советом к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Следует беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать и лечить хронический насморк.
Не рекомендуется также искусственно форсировать речевое развитие ребенка, т.е. заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, читать книги для взрослых, разрешать смотреть подряд все передачи по телевизору, много играть в компьютерные игры. Это может привести к перегрузке нервной системы и, как вариант, возникновению заикания.
Не следует учить малыша произносить те звуки, которые в силу неподготовленности речевого аппарата ему еще недоступны, например, требовать, чтобы ребенок в 2-3 года произносил шипящие и звук [Р]. Это ведет к неправильному формированию звуков.
В обучении речи решающее значение имеет общение родителей с ребенком. Они оказывают ребенку бесценную помощь, когда говорят с ним, напевают, повторяют стихи, рассматривают картинки. Следующие важные предпосылки для развития речи – хороший слух и тренированные «инструменты», т.е. губы, язык, мышцы рта. Но для развития речи необходимо не только это. Сегодня известно: речь зависит и от степени развития моторики, особенно от тонкой моторики рук. Обучению речи помогают игры, развивающие ловкость рук, прыжки и бег.
Никогда не критикуйте ребенка, если он не выговаривает какие-то слова. Не принуждайте ребенка повторять их, лучше сами правильно повторите сказанное.
Чтобы научиться правильно произносить слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слыша их, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при небольшом снижении слуха, он лишается этой возможности. Поэтому необходимо заботиться о выявлении и предупреждении нарушения слуха у ребенка. Нужно оберегать его от сильных звуковых воздействий (включенные радио и телевизор на полную громкость), а при заболевании органов слуха обращать внимание на своевременное лечение в медицинских учреждениях.
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающих. От речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Некоторые слова ребенок слышит впервые, то, как он их воспримет, так и будет произносить. Если дома говорят громко, торопливо, раздражительно, то и речь малыша будет такой же.
В общении с ребенком, особенно в раннем возрасте, нельзя подделываться под детскую речь, употреблять усеченные слова или звукоподражания (бибика, Ляля хочет бай-бай). Частое употребление взрослыми слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами также может тормозить развитие речи ребенка.
ТАБЛИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ
М П Б Т Д Н В Ф К Г Х |
В 3 ГОДА |
С З Ц ЛЬ Ы |
В 4 ГОДА |
Ш Ж Ч Щ Л |
В 5 ЛЕТ |
Р |
В 5 – 6 ЛЕТ |
На шестом году жизни ребенок должен уметь правильно произносить все звуки родного языка.