В соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования в детском саду во всех возрастных группах организуется совместная деятельность педагога с детьми по развитию связной речи с использованием картин.
Существует 2 вида данной деятельности:
- Рассматривание картин с беседой о них
- Составление рассказов по материалам картин
Рассматривание картин организуется во всех возрастных группах.
Методика рассматривания картины:
- Целостное восприятие картины
- Рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных героев картины
- Возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения
Главные решаемые задачи при рассматривании картины:
- Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.
- Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.
- Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
- Некоторый программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.
Беседа по картине:
Беседу по картине лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности с небольшой подгруппой или с одним ребенком.
Главные речевые задачи:
- Развитие коммуникативной речи ребенка: умение пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).
- Развитие доказательной и объяснительной речи.
- Развитие логического мышления.
- Упорядочение системы знаний и представлений.
- Умение устанавливать взаимосвязи между предметами.
- Развитие понимания смысла и содержания картины.
- Развитие памяти, внимания и т.д.
Доминирующей является первая задача.
Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование таких приемовкак:
- Намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном;
- Высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
- Сравнение предметов, изображенных на картинке;
- Включение в речь разных форм одного и того же слова.
Обучение детей рассказыванию по картине
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют 3 этапа:
- Младший возраст — подготовительный этап (обогащение словаря, активизация речи, умение отвечать на вопросы воспитателя, овладение структурой сложного предложения);
- Средний возраст — составление описательных и повествовательных рассказов с помощью взрослого по картинам малого сюжета.
- Старший дошкольный возраст - самостоятельное составление рассказов по плану, описательного характера, творческие рассказы, из опыта детей.
Главные задачи:
- Развитие связной речи.
- Активизация и обогащение словаря.
- Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.
- Освоение грамматического строя речи.
Перечень картин рекомендуемых для рассматривания в детском саду
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
«Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Зайцы», «Лошадь с жеребенком», Корова с теленком», «Медведь», «Коза с козлятами», «Свинья с поросятами», «Лиса». |
«Утка с утятами», «Белки», «Еж», «В поле, в саду осенью», «Зима», Саврасов «Грачи прилетели», В.М.Токарев «Ранняя весна», Васнецов «Аленушка». Картины из серии «Наша таня», «Птицы», «Зимние развлечения» |
И.Остроухов «Золотая осень», И.Горлов «Осень», И.Бродская «Опавшие листья», «Белки осенью» И.Шишкин «Корабельная роща», П.Кончаловский «Поднос и овощи», А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной» Картины из серии: Жизнь диких животных зимой. И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» В.М.Кустадиев «Масленица» Т.Сорокина «Семья» Я.Бродская «Март» А.Саврасов «Грачи прилетели В.Башкиев «Голубая весна» С.Герасимов «Последний снег» |
И.Бродская «Упавшие листья» Ф.Васильев «Перед дождем» И.Герлов «Осень» А.Пластов «Первый снег» Т.Низкий «Над снегами» А.Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней» И.Бродская «Лес зимой в снегу» Н.Ульянов «Снегири» К.Юон «Мартовское солнце», «Конец зимы», «Лыжники» И.Бродская «Апрель» А.Грицкий «Половодье» И.Левитан «Большая вода» В.Бакшеев «Голубая весна» |
Примерный перечень картин для составления рассказов
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
«Кошка с котятами» «Собака со щенятами» (или иная по выбору воспитателя из серии «Домашние животные») «Таня не боится мороза» (либо иная из серии «Наша Таня» и «Дети играют» |
«Кошка с котятами» (или другая из серии Домашние животные» |
«В школу» |
Существует 2 вида рассказывания по картине:
- Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
- Творческое рассказывание по картине.
Цель: учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивом изображенного.
Виды детских рассказов:
- Рассказ как фантастические преобразования содержант, (с использованием приема перемещент предметов во времени, приема вхожденш в картину). Фантастический рассказ об отдельном взятом предмете.
- Рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Модель работы с картиной для составления описательного рассказа:
- Целостное восприятие картины.
- Выделение объектов, изображенных на картине.
- Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
- Описание объектов с точки зренш воспрттт различными анализаторами.
- Определение настроения картины и выражение своего отношения к ней.
Модель работы с картиной для составления творческого рассказа:
- Целостное восприятие картины.
- Выделение объектов, изображенных на картине.
- Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
- Описание объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами. Определение настроения картины.
- Представление объектов в рамках времени их существования.
- Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Существует 2 вида рассказывания по картине:
- Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
- Творческое рассказывание по картине.
Цель: учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивом изображенного.
Виды детских рассказов:
- Рассказ как фантастические преобразования содержант, (с использованием приема перемещент предметов во времени, приема вхожденш в картину). Фантастический рассказ об отдельном взятом предмете.
- Рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Модель работы с картиной для составления описательного рассказа:
- Целостное восприятие картины.
- Выделение объектов, изображенных на картине.
- Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
- Описание объектов с точки зренш воспрттт различными анализаторами.
- Определение настроения картины и выражение своего отношения к ней.
Модель работы с картиной для составления творческого рассказа:
- Целостное восприятие картины.
- Выделение объектов, изображенных на картине.
- Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
- Описание объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами. Определение настроения картины.
- Представление объектов в рамках времени их существования.
- Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.