Ранний возраст является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций, а также основы речевого развития малыша.
Неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот период его жизни отрицательно сказывается на развитие его речи.
Речь – «королева» всех высших психических функций, это сложная организованная функция, подверженная влиянию неблагоприятных воздействий (биологических, психогенных, социальных). Речевые нарушения встречаются в раннем возрасте довольно часто.
Речевая патология – нарушение важнейших психических функций.
Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы.
Соматические заболевания, изменение привычного уклада жизни ребенка нередко способствуют задержке речевого развития и даже его остановке. К нарушениям развития речи ведут как биологические, так и социально-психологические факторы.
Из биологических факторов особенно опасны состояния, когда мозг хронически испытывает недостаток кислорода, а также родовые травмы, асфиксия при рождении, травмы головного мозга, тяжелые заболевания в первый год жизни ребенка.
К социально-психологическим факторам относят психотравмирующие действия, недостаточное эмоциональное общение с матерью, испуг, стрессовое состояние матери. Это может предрасполагать к появлению у ребенка тревожности, страха, невротических состояний. У ребенка задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Отклонению в развитии речи ребенка могут способствовать наследственная предрасположенность, усиливающая патогенное значение неблагоприятных факторов.
Для своевременного, нормального развития речи необходимо сохранение всех мозговых структур, особенно речедвигательного анализатора.
С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелость мозга - это образование связей между его клетками. С самого рождения они должны получать как можно больше стимуляторов.
Впервые ребенок все познает через кожные анализаторы. Они передают другим анализаторам все необходимое для организма. В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев
Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития.