Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.
Каждый взрослый хоть раз, но обнаруживал, что его малыш разбирает по винтикам только что подаренную машинку или прислушивается к звукам, самозабвенно отрывая страницы журнала. И это не всегда шалость. Возможно перед нами будущий экспериментатор и исследователь. А его настойчивость, любознательность и желание узнать «А что там внутри?» являются превосходными предпосылками для формирования самостоятельности и активности в познании. Главное теперь – поддержка родителей, понимающих полезность исследовательского поведения детей.
Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.
Профессор Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущий вид деятельности – именно экспериментирование. Исходной же формой последнего является манипулирование, которое возникает чаще всего уже в 3-3,5 месяца и затем развивается в трех направлениях: игра, труд и непосредственно экспериментирование.
Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы. Дома родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов. Приведем описание некоторых из них:
- «Плавает – тонет». Испытание разных предметов на плавучесть наверняка ваш ребенок проводил и сам. Этот круг можно расширить и доказать, из чего лучше сделать лодочку и почему не стоит кидать в реку мяч («уплывет – не догонишь»), или машинку («утонет – не достанешь»).
- «Притягивает – не притягивает». Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Попробуйте вместе с ребенком исследовать эти свойства. Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте! Ведь экспериментирование – наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.