Что такое, художественная литература и какое влияние она оказывает на воспитание и развитие детей? Художественная литература – это сказки, рассказы, стихи, басни, пословицы, поговорки, загадки.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значения, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Какова же роль родителей в приобщении детей к художественной литературе? Давайте подумаем вместе.
Сейчас на первом месте для детей и их родителей средства массовой информации: телевизор, компьютер, видеофильмы и т.д.
Но что они могут дать ребенку? От частого сидения за телевизором или компьютером портится осанка, ухудшается зрение. Рука ребенка приучается работать за компьютером. Иногда требуется приложить немало усилий, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, карандаш или кисточку.
Что же нужно ребенку трехлетнего возраста? Чтобы мама или папа оставили свои важные дела на 15 минут и рассказали ему сказку: «Репка», «Курочка - ряба», «Колобок» и т.д. Вы увидите, сколько будет радости, восхищения и благодарности в глазах ребенка. Рассказывание сказки, потешки, скороговорки, стихотворения должно стать для вас обязательным занятием с детьми каждый день. В дальнейшем ребенок сам будет вас просить рассказать ему сказку, стихотворение, скороговорку или потешку.
Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом – книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи.
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Ребенок – дошкольник является своеобразным читателем. Интерес к произведению, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.
От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.
Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги влияют на развитие мозга ребенка.
В книжном уголке должны быть разные типы книг:
Однако в его библиотеке должны быть не только игровые, развлекательные, но и серьезные книги, заставляющие трепетать от радости, наполняющие детское сердце болью, включающие в сопереживание происходящему в книге. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств, чтобы он не привыкал к восприятию жизни как сплошной игры и радости. В библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.
Дети получают удовольствие от общения с книгой, стремятся к повторной встрече с ней.
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей.
Круг детского чтения богат по составу и содержанию. Сюда входят произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература, произведения современных писателей всего мира. Этот круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и прекрасными детскими книжками.
Но при всем этом не следует забывать о том, что текст важнее всех, даже самых удачных и оригинально придуманных дополнений к нему.
И надо учить ребенка находить интерес, прежде всего в самом тексте произведения. Если он постигнет эту науку, то будет решена еще одна проблема: «Привлечь ребенка к чтению – одна из первых задач воспитания. Кто полюбит читать, то невольно, незаметно для себя приобретет множество знаний и нужно будет лишь внести эти знания в систему, чтобы создать человека образованного…» (В.Брюсов) и, что самое главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру, добру.