Авторизация

noko24

Правовая информация

Служба по контракту в вооруженных силах Российской Федерации

здоровое поколение ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Достижения РФ

Роспотребнадзор информирует

Независимая оценка качества

Независимой оценки качества образования

Короновирусная инфекция

Садомова Светлана Николаевна

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Формирование основ прединженерного мышления через освоение процесса алгоритмизации  и программирования в ДОУ

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы поставили перед собой задачу разработать цикл занятий, который позволил бы старшим дошкольникам получить опыт успешного развития интеллектуальных способностей. Важным направлением работы в старшем возрасте считаем формирование основ прединженерного мышления через освоение процесса алгоритмизации  и программирования в ДОУ.

Хорошим дидактическим материалом для обучения старших дошкольников азам программирования выступает робот улитка Kobo – исследователь, позволяющий детям разобраться с понятием алгоритм, изучить основы программирования, совершить путешествие в увлекательный мир динозавров.

Kobo – исследователь имеет несколько особенностей, делающих его подходящей средой для обучения программированию дошкольников. Во-первых, он имеет привлекательный для детей интерфейс. Во-вторых, задания, имеющиеся в Kobo, наполнены для дошкольников смыслом –ведь им необходимо не просто написать что-то отвлеченное, а создать программу управления Роботом, действия которого можно увидеть тут же. Кроме того, Kobo – исследователь является «разговорным» языком программирования, то есть предполагает и полное, и пошаговое выполнение программ. 

Дети с большим интересом и ответственностью учатся планировать свои действия в ходе выполнении задания, при необходимости пользоваться схемой, свободно демонстрировать технические возможности роботов –исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускать их самостоятельно, выстраивать умозаключения по результатам деятельности, соблюдать разные правила и, что немаловажно, социальные нормы взаимодействия  друг с другом в ходе решения практических задач.

Реализация данного образовательного проекта позволяет формировать у дошкольников  прединженерное мышление, вызывать интерес к профессиям, востребованным в современном мире, развивать математические, логические, творческие способности.

 

 

 

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). Психическое развитие невозможно без опоры на восприятие.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков.

Сенсорное способности – функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.

Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными ориентировками.

Развитие сенсорных способностей происходит при непосредственном контакте ребенка с окружающей средой. Представления, которые ребенок получает путем конкретного чувственного навыка, подкрепленные эмоциями и чувствами, имеют обобщающий хаpактер, выpажаются в элементарных суждениях. Данные представления поддерживаются теми знаниями, которые ребенок приобретает об окружающей мире, о свойствах предметов и явлений. Источником увеличения сенсорного опыта является окружающая ребенка природа, домашний труд, строительство, техника.

Ведущая деятельность в раннем возрасте предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в эту деятельность. Учет цвета, формы и величины объектов необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины не могут быть развиты полноценные представления.

Методика развития сенсорных способностей у детей 3–4 лет предполагает обучение их обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.

Для сенсорного развития детей в группе создается центр сенсорного развития, в который входят игрушки для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.

Для восприятия величины и формы – пирамидки, с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы.

Для развития тактильных ощущений используется панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.).

Игры на развитие эталонов формы:

  • «Покажи такую же»
  • «Формы»
  • «Собери и разбери пирамидку»
  • «Собери ягоды в корзину»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Дорисуй фигуру»
  • «Опиши предмет».

Игры на развитие эталонов цвета:

  • «Разноцветные льдинки»
  • «Летите в стайку»
  • «Цвета»
  • «Какого цвета предмет»?

Игры на развитие эталонов величины:

  • «Зверушки выстраиваются»
  • «Длинный – короткий».

Игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Сухие материалы»
  • «Найди Машу»
  • «Сравни предметы»
  • «Большой, поменьше, маленький.
  • «Кисточки»
  • «Сложи картинку».

Игры на развитие зрительного восприятия:

  • «Чего не стало»
  • «Запомним и повторим»
  • «Поймай взглядом».

Консультация для родителей.

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. 

Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. 

Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры:

ü    лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;

ü    «Что лишнее?»;

ü    «Найди похожую фигуру»;

ü    «Катамино».

Дидактические игры по математике во второй младшей группе, картотека которых достаточно широка, самый простой способ научить детей основам математики. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.

Примеры игр для развития аналитических способностей:

Найди предмет. На одном столе лежат геометрические фигуры, на другом – предметы такой же формы. Задача ребенка – найти соответствия. Кто первый сможет это сделать, рассказывает остальным детям, почему он выбрал ту или иную форму. Игра длится до тех пор, пока не будут найдены и соотнесены все предметы;

Матрешка. Воспитатель объявляет всем в группе, что он желает поиграть с очень необычной куклой. А где все матрешки? Дети говорят, что большая фигура содержит в себе много маленьких, и тогда матрешка разбирается, а каждой кукле дается имя. Следующий этап – подобрать кружки разного размера для каждой матрешки. Для большой куклы – большой круг, и для самой маленькой – маленький. Задача – собрать матрешку обратно и соотнести все фигурки по величине;

Длинно-коротко. Данная игра позволяет развить у ребенка чувство восприятия величины и длины. Используются полоски из картона и ленты, а также игрушки. Мишке Ване и кукле Маше нужны пояски, для куклы – короткий, для мишки – длинный. Дети начинают искать на столе ленты подходящей длины и завязывать их. После того, как они это сделают, воспитатель просит детей поменять пояса местами, и привязать на мишку короткий поясок, а на куклу длинный. Затем он объясняет, что короткую ленту не получится обвязать вокруг широкого мишки;

Выбери фигуру. Дети выбирают картонные и пластмассовые фигуры и ставят их на лист бумаги. Важно, чтобы квадрат был поставлен на квадратный рисунок, а круглый мяч – на круг.

Придумывать математические дидактические задачки можно прямо на ходу. Достаточно лишь предложить ребенку найти маленькие листья или шишки, собрать пять листиков или найти только одну ветку.

Развитие дидактических способностей должно продолжаться и дома, тогда дети быстро учатся различать предметы, называть цвета и определять время суток.

 
Тамбов - 2024 Детский сад №18 "Ручеек"