Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование основ прединженерного мышления через освоение процесса алгоритмизации  и программирования в ДОУ

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы поставили перед собой задачу разработать цикл занятий, который позволил бы старшим дошкольникам получить опыт успешного развития интеллектуальных способностей. Важным направлением работы в старшем возрасте считаем формирование основ прединженерного мышления через освоение процесса алгоритмизации  и программирования в ДОУ.

Хорошим дидактическим материалом для обучения старших дошкольников азам программирования выступает робот улитка Kobo – исследователь, позволяющий детям разобраться с понятием алгоритм, изучить основы программирования, совершить путешествие в увлекательный мир динозавров.

Kobo – исследователь имеет несколько особенностей, делающих его подходящей средой для обучения программированию дошкольников. Во-первых, он имеет привлекательный для детей интерфейс. Во-вторых, задания, имеющиеся в Kobo, наполнены для дошкольников смыслом –ведь им необходимо не просто написать что-то отвлеченное, а создать программу управления Роботом, действия которого можно увидеть тут же. Кроме того, Kobo – исследователь является «разговорным» языком программирования, то есть предполагает и полное, и пошаговое выполнение программ. 

Дети с большим интересом и ответственностью учатся планировать свои действия в ходе выполнении задания, при необходимости пользоваться схемой, свободно демонстрировать технические возможности роботов –исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускать их самостоятельно, выстраивать умозаключения по результатам деятельности, соблюдать разные правила и, что немаловажно, социальные нормы взаимодействия  друг с другом в ходе решения практических задач.

Реализация данного образовательного проекта позволяет формировать у дошкольников  прединженерное мышление, вызывать интерес к профессиям, востребованным в современном мире, развивать математические, логические, творческие способности.

 

 

 

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей дошкольника

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). Психическое развитие невозможно без опоры на восприятие.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков.

Сенсорное способности – функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.

Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными ориентировками.

Развитие сенсорных способностей происходит при непосредственном контакте ребенка с окружающей средой. Представления, которые ребенок получает путем конкретного чувственного навыка, подкрепленные эмоциями и чувствами, имеют обобщающий хаpактер, выpажаются в элементарных суждениях. Данные представления поддерживаются теми знаниями, которые ребенок приобретает об окружающей мире, о свойствах предметов и явлений. Источником увеличения сенсорного опыта является окружающая ребенка природа, домашний труд, строительство, техника.

Ведущая деятельность в раннем возрасте предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в эту деятельность. Учет цвета, формы и величины объектов необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделения цвета, формы, величины не могут быть развиты полноценные представления.

Методика развития сенсорных способностей у детей 3–4 лет предполагает обучение их обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.

Для сенсорного развития детей в группе создается центр сенсорного развития, в который входят игрушки для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.

Для восприятия величины и формы – пирамидки, с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы.

Для развития тактильных ощущений используется панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.).

Игры на развитие эталонов формы:

  • «Покажи такую же»
  • «Формы»
  • «Собери и разбери пирамидку»
  • «Собери ягоды в корзину»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Дорисуй фигуру»
  • «Опиши предмет».

Игры на развитие эталонов цвета:

  • «Разноцветные льдинки»
  • «Летите в стайку»
  • «Цвета»
  • «Какого цвета предмет»?

Игры на развитие эталонов величины:

  • «Зверушки выстраиваются»
  • «Длинный – короткий».

Игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Сухие материалы»
  • «Найди Машу»
  • «Сравни предметы»
  • «Большой, поменьше, маленький.
  • «Кисточки»
  • «Сложи картинку».

Игры на развитие зрительного восприятия:

  • «Чего не стало»
  • «Запомним и повторим»
  • «Поймай взглядом».

Консультация для родителей.

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. 

Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. 

Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры:

ü    лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;

ü    «Что лишнее?»;

ü    «Найди похожую фигуру»;

ü    «Катамино».

Дидактические игры по математике во второй младшей группе, картотека которых достаточно широка, самый простой способ научить детей основам математики. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.

Примеры игр для развития аналитических способностей:

Найди предмет. На одном столе лежат геометрические фигуры, на другом – предметы такой же формы. Задача ребенка – найти соответствия. Кто первый сможет это сделать, рассказывает остальным детям, почему он выбрал ту или иную форму. Игра длится до тех пор, пока не будут найдены и соотнесены все предметы;

Матрешка. Воспитатель объявляет всем в группе, что он желает поиграть с очень необычной куклой. А где все матрешки? Дети говорят, что большая фигура содержит в себе много маленьких, и тогда матрешка разбирается, а каждой кукле дается имя. Следующий этап – подобрать кружки разного размера для каждой матрешки. Для большой куклы – большой круг, и для самой маленькой – маленький. Задача – собрать матрешку обратно и соотнести все фигурки по величине;

Длинно-коротко. Данная игра позволяет развить у ребенка чувство восприятия величины и длины. Используются полоски из картона и ленты, а также игрушки. Мишке Ване и кукле Маше нужны пояски, для куклы – короткий, для мишки – длинный. Дети начинают искать на столе ленты подходящей длины и завязывать их. После того, как они это сделают, воспитатель просит детей поменять пояса местами, и привязать на мишку короткий поясок, а на куклу длинный. Затем он объясняет, что короткую ленту не получится обвязать вокруг широкого мишки;

Выбери фигуру. Дети выбирают картонные и пластмассовые фигуры и ставят их на лист бумаги. Важно, чтобы квадрат был поставлен на квадратный рисунок, а круглый мяч – на круг.

Придумывать математические дидактические задачки можно прямо на ходу. Достаточно лишь предложить ребенку найти маленькие листья или шишки, собрать пять листиков или найти только одну ветку.

Развитие дидактических способностей должно продолжаться и дома, тогда дети быстро учатся различать предметы, называть цвета и определять время суток.