Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория,победитель конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011"

Консультация для родителей

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не имеющих недостатков развития. Для детей с ОВЗ и для взрослых: родителей, педагогов – это очень ответственный период.

Детям с ОВЗ нет опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах, многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов. Детские виды деятельности(сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).

Поэтому адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей, педагогов, специалистов.

Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Нужно учитывать, что не все родители готовы допустить к своему ребенку с ОВЗ, неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми и т.п.

Основная трудность таких детей в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так, же. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период. Поэтому можно помочь, учитывая все эти особенности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых) .

Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным.Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками) . Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

Сам педагог принимает активное участие в игре помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах. Прибавляет уверенность детям результат выполненной работы. Зачастую дети плохо держат карандаш, они не могут порадовать своих родителей красивым рисунком.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок

М.М. Кольцова отмечает зависимость уровня развития мелкой моторики и речи: «если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше».

Использование нетрадиционных техник изодеятельности способствует раскрепощению детей и, что особенно важно, развивает мелкую моторику. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интелекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Лепка из глины и пластилина, рисование пальчиками помогает снятию эмоционального напряжения и утилизации агрессии. Коррекционные игры для развития сенсорных ощущений, арт -терапевтические методы ведут ребенка к познанию мира, дают возможность выражать свои чувства через рисунок и чувствовать себя комфортно.

При комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Консультация для родителей

Развитие творческих способностей у детей

Дети раннего и младшего возраста не владеют в достаточной степени приемами рисования карандашом и кисточкой (краски растекаются, нужно ждать когда высохнет, линии не ровные), некоторые отказываются от занятия изодеятельностью, другие просят взрослых нарисовать, чтобы порадовать маму.
Использование нетрадиционных художественных техник не требует обязательного пользования карандашом, кистью, поэтому оно способствует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к его результату. Нетрадиционные техники можно рассматривать как упражнения, способствующие коррекции нарушений речи, мышечного тонуса кисти, развивающие зрительно-моторную координацию, точность движений рук. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, раскрывается творческий потенциал. Дети с удовольствием рисуют ватными палочками, мятой бумагой, восковыми мелками, пальчиками, ладошками. Техника «пальчикового рисования» помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, они учатся видеть общие признаки и отличия. У них развивается память, внимание, усидчивость. В творческой деятельности ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам. Исходя из выше изложенного, мы организовали кружок «Волшебная бумага»,разработали рабочую программу.

Цель прогаммы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).