высшее образование, первая квалификационная категория.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ»
Ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. Самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!
– Как читать?
Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во–первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во–вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.
– Что читать?
Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
Небольшие стихотворения (4–12 строк). Стихотворные загадки.
Однозначно ответить на вопрос «что читать ребенку 3 лет» достаточно сложно, ведь дети этого возраста бывают очень разными в плане интеллектуального развития. Одни малыши способны усваивать довольно длинные рассказы, другие не питают интереса даже к коротким стихам. Как правило, та ступень, на которой находится ваш ребенок в возрасте 3 лет, напрямую связана с тем, сколько времени и как именно вы с ним проводите. Если малыш привык к ежедневным занятиям с родителями, если они для него приятны, в них элементов принуждения, то ему наверняка доступны сказки более сложные, чем, скажем «Репка» или «Мойдодыр». Если нет, начните с небольших, веселых стишков и сказок, ставя главной целью не осилить некий объем литературы, а, прежде всего, привить интерес к чтению.
Психологи утверждают, что когда вы читаете книги для детей 3 лет, очень важно «играть» с малышами – подражать интонациям главных героев, изменять тембр голоса, стараться передать эмоции мимикой и жестами, топать, хлопать в ладоши, когда того требует ситуация, выдерживать паузы. Именно сейчас для ребенка важнее не столько сюжет, сколько сами персонажи, их действия и переживания. Можно сказать, что малыш учится правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации – пугаться, радоваться, огорчаться.
У взрослого человека люди уже не делятся на однозначно «плохих» и «хороших», ребенку же трехлетнего возраста нужны строгие рамки – он способен видеть мир только в черно-белых тонах и сказка, как воспитательный элемент, помогает ему в этом разобраться. Сейчас он четко определяет для себя – какие поступки правильные, какие нет, устанавливает причинно-следственные взаимосвязи. Не забывайте подчеркивать суть сказки, к примеру, «Колобка съели потому, что он не послушался бабушку и дедушку». Еще одним важным моментом является разъяснение значений непонятных ребенку слов. Именно по этой причине не стоит поддаваться соблазну включить аналогичный мультфильм или поставить аудиокнигу – книги для детей 3 лет нужно читать вместе с ребенком. К слову, особенно много вопросов у детей возникает при чтении народных сказок, зачастую изобилующих устаревшими понятиями, и это, пожалуй, как раз та ситуация, когда можно упростить оригинальный текст, самостоятельно адаптировать его для слушателя.
Помните, что не все книги на магазинных полках – подходящая литература для детей 3 лет. Специалисты не советуют покупать ребенку книги, не несущие моральной нагрузки, чем зачастую грешат современные издания. Книги должны быть добрыми, светлыми, желательно с поучающим подтекстом.
Что касается оформления литературы, то книги для детей 3 лет обязательно должны быть с яркими, понятными ребенку иллюстрациями. Учтите, что дети в этом возрасте любят часто перечитывать любимые книги, поэтому стоит обратить внимание на качество переплета и страниц – последние должны быть если и не картонными, то достаточно плотными. Всё еще приветствуются специальные странички, рассчитанные на развитие сенсорных способностей ребенка – с вшитыми кусочками меха, шероховатые, шерстяные и т д. Очень популярны сейчас книги с наклейками и участками, которые ребенок может раскрасить самостоятельно, но, как правило, ребенок быстро теряет к ним интерес после того, как клеить и рисовать становится негде.
Особого внимания заслуживают развивающие книги для детей. Это специальные пособия для занятий с детьми, разработанные психологами и педагогами с учетом возрастных особенностей ребенка. Книги такого рода позволят вам в прямом смысле слова играючи, найти ответы на большинство вопросов малыша, разъяснить сложные для него понятия. Обычно трехлетние дети испытывают огромный познавательный интерес, задавая бесконечные «почему?» и здесь необходимо понимать, что ваша задача именно стимулировать это любопытство, а не подавлять. Будьте внимательны, выбирая развивающие пособия – не всегда книги, выходящие под такими названиями, составлены по авторским методикам и не всегда авторы действительно компетентны. Внимательно изучайте информацию о книге, а лучше всего покупайте проверенные, известные книги. Имейте в виду, что развивающая литература для детей 3 лет должна также содержать информацию для родителей о том, как именно проводить занятия с ребенком – вам нужно ознакомиться с этой «инструкцией» еще до совместного чтения с малышом.
Составленный список литературы для 3 лет весьма условный, потому что подобных произведений огромное количество. Впрочем, книг много не бывает – если дома будет большой выбор сказок, стихов, рассказов, это пойдет ребенку только на пользу.
Сборник рассказов детских авторов, ставших уже классическими. «Кот–ворюга». «Моя первая книга. Самая любимая», издательство «Белый город» – фаворит у многих родителей и детей – часто приходится покупать даже второй экземпляр, потому что книга становится действительно самой любимой и быстро приходит в негодность. В ней собраны и сказки, и развивающие занятия. Сказки Пушкина – если что-то можно оставить без внимания, то точно не эти сказки. Классически добрые, написаны красивым поэтичным языком, приятные слуху и легкие для запоминания. Развивающие пособия для детей 3 лет «Школа семи гномов» – пользуются заслуженной популярностью – очень красочные, захватывающе интересные. С. Михалков – его стихи любимы не одним поколением, что само по себе уже показатель качества. «Конёк–горбунок» П. Ершова – еще одно классическое произведение, которое очень желательно иметь в домашней библиотеке. «Большая книга развивающих заданий для детей 3–4 лет» издательства «Академия развития».
(Живилкова Наталия Андреевна)
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Десять правил воспитания ребенка»
1) «Люби своего ребенка!»
То есть, радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй его, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.
2) «Охраняй своего ребенка!»
То есть, защищай его от физических и душевных опасностей, даже, если потребуется, жертвуя собственной жизнью.
3) «Будь добрым примером для своего ребенка!»
Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытует честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т. п. – все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразится на моральном облике завтрашнего гражданина страны.
4) «Играй со своим ребенком!»
То есть, уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с миром его представлений.
5) «Трудись со своим ребенком!»
Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или в огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства.
6) «Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!»
Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко становится социальным инвалидом.
7) «Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!»
Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе, и, вообще, в обществе.
8) «Приучай ребенка быть послушным!»
Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил!
9) «Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом».
Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.
10) «Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!»
Ребенок «питается» так же, как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.
Пословицы о семье:
- «В недружной семье добра не бывает»
- «Когда нет семьи, так и дома нет»
- «В хорошей семье хорошие дети растут»
- «В гостях хорошо, а дома лучше»
- «Русский человек без родни не живёт»
- «Семья человеку первую путевку в жизнь дает»
- «Семья без детей, что цветок без запаха»
Cоветы родителям
«ПРАВИЛЬНО ОДЕВАЙТЕ ДЕТЕЙ»
Назначение одежды – предохранять организм человека от потери тепла и тем самым способствовать поддержанию постоянной температуры в окружающей его воздушной среде.
– Каким же требованиям должна отвечать детская одежда?
Прежде всего, одежда ребенка должна соответствовать погоде и микроклимату помещения, в котором находится ребенок. Верхняя одежда должна хорошо защищать от холода, быть при этом легкой, не стеснять движений. Поэтому родителям не следует увлекаться одеждой «на рост», слишком длинной и широкой. Одежда детей во время прогулки должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту ребенка. Особенно важно, чтобы одежда не стесняла движений, иначе ребенок быстро замерзнет на прогулке. Часто детей одевают слишком тепло – дети страдают от перегревания. Одевать ребенка нужно не по календарю, а по погоде.
Чем больше вес одежды, тем более затруднены движения ребенка во время прогулок и чаще отмечается выраженная потливость головы, шеи, рук и гиперемия кожи лица. Одетый на прогулке таким образом ребенок чаще подвергается простудным заболеваниям, так как слишком теплая одежа ослабляет приспособительные возможности организма, а это, в конечном счете, снижает сопротивляемость к заболеваниям.
Cоветы родителям
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ...»
Известно, маленький человек – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят к ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Одним из средств физического воспитания являются прогулки – походы, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально—волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.
Прогулки—походы выходного дня помогают восполнить недостатки общения. В семейных прогулках—походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, строгие, но доброжелательные. Часто дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в футбол, волейбол, что они когда—то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, пересматривают свое отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.
Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок—походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это естественный закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам – у него она своя.
- Не унижай.
- Не мучь себя, если не можешь что—то сделать для своего ребенка.
- Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, умным и т. д. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
- Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.
- Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлечет ко мне столько много внимания.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.