Учитель-логопед. Высшее образование. Первая квалификационная категория.
Использование технологии «Палочки Кюизенера»
в развитии речи дошкольников
Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности
Макаренко А.С.
Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из средств формирования мыслительной деятельности, развития речи, расширения кругозора, накопления запаса знаний об окружающей действительности являются занимательные развивающие игры. По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.
В своей работе для развитии речи детей использую палочки при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи.
Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.
В познавательной и конструктивной деятельностях у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Также происходит сенсорное развитие детей. В процессе работы с цветными палочками у них развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Применяя в своей педагогической деятельности дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера», сделала вывод о том, что оно универсально и соответствует современным требованиям.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Главной задачей развития связной речи ребенка , является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.