Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? У музыки есть три базовых компонента: звук, ритм, мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

Звук

Звук, который производим мы, или который поступает из другого источника, как и цвет, люди воспринимают по-разному.

Вот несколько примеров звука: стук молотка, жужжание пчел, шум прибоя. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Питая душу, музыка может укрепить ее или разрушить.

Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

  • Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?
  • Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.
Например, насколько гудок паровоза долог и равномерен или короток и прерывист? А когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.

Экспериментируйте с ритмом и звуком.

  • Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.
  • Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.
  • Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?
  • Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

Мелодия

Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

  • Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.
  • Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.

Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

Что послушать

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям – Петр Ильич Чайковский. Фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством – они активно вовлекают слушателя в свою среду. "Времена года", предлагают представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений. "Детский альбом" – придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира, либо просто потанцевать.

Иоганн-Себастьян Бах.

Судьба играет человеком... А ведь неизвестно, стал бы Бах великим композитором, автором бесчисленных произведений в разных жанрах, если бы у него не было десяти детей, которых нужно было обеспечивать. Так что пример Баха — образец для тех, кто считает, что призвание нужно закопать в чёрную рыхлую землю, как только в семье появляются дети.

Что послушать. «Музыкальную шутку». Другое, официальное, название этого произведения — «Сюита № 2 си-минор для флейты с оркестром». Прекрасно тонизирует и настраивает на новый, интересный и счастливый день.

Модест Мусоргский.

Про грустную и несчастливую жизнь Мусоргского можно прочитать в биографических книгах. Но страсти, которые он испытывал, породили музыку, ни на что не похожую, мощную, как удар колокола. В его произведениях не видно искусства — музыка Мусоргского так похожа на жизнь, что даже больно.

Что послушать. «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». И обязательно потанцевать вместе с детьми.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.