Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? У музыки есть три базовых компонента: звук, ритм, мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.
Звук, который производим мы, или который поступает из другого источника, как и цвет, люди воспринимают по-разному.
Вот несколько примеров звука: стук молотка, жужжание пчел, шум прибоя. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Питая душу, музыка может укрепить ее или разрушить.
Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:
Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Вторым компонентом музыки считается ритм. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.
Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.
Например, насколько гудок паровоза долог и равномерен или короток и прерывист? А когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.
В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.
Экспериментируйте с ритмом и звуком.
Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.
Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.
Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.
Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.
Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.
Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.
По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.
Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям – Петр Ильич Чайковский. Фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством – они активно вовлекают слушателя в свою среду. "Времена года", предлагают представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений. "Детский альбом" – придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира, либо просто потанцевать.
Иоганн-Себастьян Бах.
Судьба играет человеком... А ведь неизвестно, стал бы Бах великим композитором, автором бесчисленных произведений в разных жанрах, если бы у него не было десяти детей, которых нужно было обеспечивать. Так что пример Баха — образец для тех, кто считает, что призвание нужно закопать в чёрную рыхлую землю, как только в семье появляются дети.
Что послушать. «Музыкальную шутку». Другое, официальное, название этого произведения — «Сюита № 2 си-минор для флейты с оркестром». Прекрасно тонизирует и настраивает на новый, интересный и счастливый день.
Модест Мусоргский.
Про грустную и несчастливую жизнь Мусоргского можно прочитать в биографических книгах. Но страсти, которые он испытывал, породили музыку, ни на что не похожую, мощную, как удар колокола. В его произведениях не видно искусства — музыка Мусоргского так похожа на жизнь, что даже больно.
Что послушать. «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». И обязательно потанцевать вместе с детьми.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.
После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.
Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.
Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.