Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Именно поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Изучение и последующая театрализация русского фольклора способствует эффективному использованию народного опыта в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников связано с подготовкой и показом инсценировок по произведениям малых форм фольклора, а именно:
- колыбельных песен – они способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
- потешек, которые вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «что такое хорошо, а что такое плохо»
- сказок - из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
- пословиц и поговорок, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.
- русских народных песен, которые обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями.
Театрализация устного народной творчества также воспитывает у ребенка любовь и привязанности к своей матери, семье, дому.
Выбор сказки, народной и авторской, как средства духовно-нравственного воспитания, не случаен. Ежедневное повторение взрослым того, «что такое хорошо и что такое плохо», не трогает детскую душу, ему сложно справиться со своим эгоизмом. Но обратившись к сказке, прочувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев.
Сказки не только учат слушаться родителей, но и старших братьев и сестер. Проживая тревогу и страх за жизнь маленького брата в сказке «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дети осознают особую роль послушания младших детей более старшим, с теплотой воспринимают заботу о себе.
В сказках перечисляются качества, которые будут полезны ребенку. Мальчику быть сильным, смелым, выносливым, а девочке — ласковой, отзывчивой.
Театрализация, например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, формирует у детей бережное отношение к природе и всему живому;
воспитывает уважение к труду. Сказка «Репка» приводит к пониманию необходимости быть дружными, сплоченными, трудолюбивыми.
В нашем детском саду стало традицией проведение совместных спектаклей с участием детей, сотрудников, а с этого года и родителей. Необходимо отметить важность привлечения родителей, так как именно они являются главными воспитателями своих детей. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей.
Именно благодаря театрализации русского народного фольклора, осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, что помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
