Наряду с важным опытом детско-родительских отношений в семье, у ребенка, начинающего посещать детский сад, а затем школу, значительно расширяется спектр социальных контактов, что, несомненно, отражается на его эмоционально-личностной сфере, общем развитии.
Рекомендации для профилактики тревожности:
- Тревога часто является результатом противоречивых требований к ребенку со стороны близких ему людей. Поэтому ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их, как канат, то в одну, то в другую сторону. Взрослый не должен «в лоб» атаковать мнение другого значимого взрослого, к которому ребенок тоже прислушивается. Ни в коем случае нельзя ставить маленького человека перед необходимостью выбора: «Ты - чей сын, мамин или папин? Кого больше любишь?» Борьба авторитетов среди взрослых чревата не только детской тревожностью, но и анархизмом, безверием ребенка.
- Взрослый сам не должен быть противоречив в своих поступках, часто претензии взрослых порождены их собственными амбициями, чтобы сын или дочь были «не хуже других». Быть честными с собой - значит быть последовательными в своих требованиях.
- Представления взрослого о желаемых качествах ребенка должны соотноситься с его реальными возможностями.
- Ребенку необходимо доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет - уверен и спокоен. Недоверие же порождает тревогу и внутреннюю борьбу. Взрослый должен оставлять за ребенком право на собственный поступок, на награду или расплату за него.
- Честность, доверие и безусловное принятие ребенка - три кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он ВСЕГДА хороший, любимый и нужный.
- Доверяя, детям, необходимо доверять и их выбору. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то из взрослых, но этот контакт нужно использовать для своевременной помощи, а не для вмешательства и контроля. Чем больше сфер общения у ребенка, тем больше шансов, что хотя бы в одной он найдет поддержку, поэтому без особой нужды не следует ограничивать круг общения ребенка.
Смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности, также может стать причиной развития тревожности. Так, многие дети с приходом в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны, главным образом, с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Кроме того, тревожный характер привязанности часто провоцируется как самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог