Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

С. Лупан.

При подборе для ребенка 6-7 лет книги лучше всего отдать предпочтение классикам. Произведения должны быть познавательными, содержательными и добрыми. Малышу нужно знакомиться с культурой других стран, извлекать из прочитанного уроки, учиться думать и увеличивать словарный запас. Мы хотим выделить несколько тематических направлений.

  • Для начала стоит назвать сказки в стихах. Каждому из нас нравилось читать про «Дядю Степу» по Михалкову и «Айболита» по Чуковскому. В этом ряду также стоят изумительные сказки Гауфа, Киплинга, Родари, Перро и Андерсена. Не стоит забывать про «Черную курицу» Погорельского и «Аленький Цветочек» Аксакова.
  • Прекрасные истории Драгунского о мальчике Денисе, повести Носова рассказывают детям о жизни их ровесников. Любой персонаж может быть похож на одноклассника вашего ребенка или на сына соседей. У каждого героя есть своя история и имеются свои проблемы, которые беспокоят нынешних детей.
  • Возможно, вашему ребенку понравится и детская фантастика.
  • Помимо вышеперечисленных произведений вашему ребенку нужно читать литературу о животных и о природе. Она дает возможность малышам почувствовать себя сопричастными к внешнему миру. Много интересного подскажут изумительные наблюдения природы Пришвина и Бианки.

Как привить любовь к чтению.

Все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми. Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребенка, внимания, мышления.

  Начинать читать ребенку лучше как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие. Когда ребенок научится читать сам, нужно ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать и высказывать свои мысли, эмоции. Кроме того, он увидит, что его мнение важно для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и просят об этом маму. Если процесс слишком затянулся, можно применить такую хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на важные дела. В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает, ведь так интересно узнать, что произойдет дальше.

Формированию тяги к чтению очень способствует регулярное посещение вместе с ребенком библиотеки. Родители должны знать, какие книги привлекают ребенка, и помогать в подборе нужного материала. Никогда нельзя заставлять читать книги, которые ему не нравятся.

Очень полезно совместное посещение книжных выставок, магазинов. Можно   позволить ребенку самому выбрать интересующую его книгу.

Желательно создать домашнюю библиотеку, которая будет доступна не только взрослым членам семьи, но и ребенку.

Родители сами должны являться примером и читать каждый день, чтобы ребенок видел, какое это увлекательное и полезное занятие и стремился быть похожим на них. Можно ввести и семейную традицию чтения перед сном, когда вся семья вместо просмотра телевизора читает книги.

Очень важно также прививать культуру обращения с книгами. Не разрешать ребенку рисовать в них, рвать, мять или кидать на пол. А после прочтения приучить его обязательно класть книги на место.

Советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению.

  • Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, несравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.
  • Не заставляйте ребёнка учиться читать, не упрекайте, что его сверстники его опережают.
  • Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.
  • Если ребёнок уже читает, можно читать по очереди (по 1 абзацу, но не на скорость).
  • В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.
  • Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.
  • Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.
  • Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.
  • Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.
  • Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.
  • Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.
  • Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.
  • Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенствование навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной.

Литература для чтения с детьми 6 – 7 лет дома

При выборе книг для чтения дошкольнику 6-7 лет, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Я считаю, что воспитывать нужно на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом. Ниже привожу примерный список книг, но выбирать вам.

Художественные тексты для длительного чтения:
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила»
П. Бажов «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок»
В. Гауф «Холодное сердце», «Симбад – мореход»
Ю. Олеша «Три толстяка»
Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»

Волшебное в реальном:
Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
Р.Киплинг «Маугли»
С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»
А.Сент-Эксзюпери «Маленький принц»

Необычный взгляд на обычный мир:
Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Р.Киплинг «Ваш покорный слуга – пес Бутс»
Г.Х. Андерсен «Суп из колбасной палочки», «Калоши счастья»
Д.Свифт «Путешествие Гулливера» (пересказ для детей Т. Габбе)

Перевернутый мир:
Г.Остер «Сказка с подробностями»
Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
Дж. Родари «Джельсомино в Стране Лжецов»
А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
А.Куприн «Белый пудель»
В.Драгунский «Денискины рассказы»
Н. Носов «Веселая семейка»
М.Пришвин «Кладовая солнца»

Художественные тексты для непродолжительного чтения:
1. Сказки и легенды народов мира:
Сказки славянских народов (русские, украинские, белорусские)
Сказки западноевропейских народов (немецкие, французские, английские и др.)
Сказки народов востока (арабские, китайские, японские и др.)
Сборник: Вавилонская башня и другие древние легенды (под ред. К.Чуковского)
2. Сказки и истории:
Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе», «Русалочка»
М.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
П.Бажов «Голубая змейка»
К.Паустовский «Заботливый цветок»
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
3. Реалистические рассказы:
Л.Толстой «Акула», «Прыжок»
Б. Шергин «Миша Ласкин»
А.Гайдар «Горячий камень»
В.Бианки «Дятел и малиновка»
Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»
5. Рассказы о природе и животных:
М.Пришвин, Г.Снегирев, Г. Скребицкий, В.Бианки, Н.Сладков и др. авторы.

Поэтические произведения:
Фольклорные стихотворные тексты (считалки, скороговорки, загадки, прибаутки, небылицы)
Стихотворные повествования (сказки в стихах)
А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
С.Маршак «Сказка о царе и чеботаре»
Баллады и былины в авторской обработке:
А.К.Толстой «Садко», «Илья Муромец», «Курган»

Басни:
И.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки»
Тематические подборки стихов для детей:
К.Чуковский, С.Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Г.Сапгир, С.Михалков, Я.Аким, Л. Квитко, И. Токмакова, С. Баруздин, Г.остер, В. Маяковский, Саша Черный, Ю. Тувим, Дж. Родари и др.
Стихи-перевертыши:
Э.Лир, Д.Хармс, Н.Заболоцкий, Ю. Владимиров, А. Введенский, Э. Успенский, Г.Остер, Я. Бжехва и др.
Лирические стихи:
В, Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, А. Плещеев, А. Майков, Н.Некрасов, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок др.