Часто родители, да и учителя неверно понимают смысл кризиса 7 лет у детей. Путаница возникает из-за того, что как раз в этом возрасте ребенок идет в школу. Взрослые, окружающие ребенка, ошибочно объясняют все изменения в его поведении сложностями адаптации ребенка к школе. На самом деле, в этот период в жизни ребенка происходят одновременно два очень важных и значимых процесса.
Первый – смена окружения, режима дня, большое количество новых людей, уроки, домашние задания и еще много чего. Часть изменений в поведении ребенка действительно вызвана более или менее успешными попытками адаптации. Но в тот же период независимо от первого начинается второй процесс – у детей наступает один из возрастных кризисов.
Кризис 7 лет: симптомы
- Непослушание.
- Ребенок «не слышит» родителей, замедленно реагирует на обращение.
- Демонстрация взрослости. Отказ от любимых игр, «детских» предметов, «детской» одежды. Страх выглядеть «как маленький».
- Ребенок не сразу выполняет просьбы родителей, даже после того, как согласился их выполнить.
- Капризы.
- Ребенок плохо переносит критику. Зато постоянно ждет похвалы.
- Упрямство.
- Появляется манера хитрить.
- Манерность в поведении, неестественность. Ребенок ведет себя как клоун, паясничает.
- Утрата спонтанности и непосредственности реакций. Ребенок обдумывает ситуацию прежде, чем что-то сделать или среагировать.
В этот же момент ребенок начинает остро осознавать, чего он хочет, а чего – не хочет. Отсюда – упрямство, капризы, отказы слушаться. Ребенок уже понимает: я этого сейчас не хочу, и ему важно, чтобы родители подтвердили, признали его право на собственные желания. При этом находить баланс между «хочу» и «надо» ребенок еще не умеет. Что, к сожалению, часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, если родители не понимают смысл процесса.
В этот период очень важно, чтобы родители занимались повышением самооценки ребенка. Задача осложнена тем, что ребенку надо одновременно справляться с адаптацией к школе, и что-то может не получаться – уроки, или отношения с одноклассниками.
Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей)
Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Но не все в этом процессе зависит от родителей. Есть еще школа, учителя, друзья, другие значимые взрослые. Если вы чувствуете, что ваш ребенок проходит кризис тяжелее, чем другие дети, или что этот период затянулся – не теряйте времени. Вам стоит обратиться к детскому психологу, и чем раньше, тем лучше. Теперь, когда вы понимаете смысл процесса, вы сможете даже заранее понять, что есть предпосылки для осложненного проживания кризиса. Конечно, если они есть. Если это так – проконсультируйтесь у детского психолога заранее.
Оценка особенностей поведения ребенка 6—7-летнего возраста (анкета для родителей)
Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода — год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста — 1 балл; при их отсутствии ставится 0.
В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ результатов
20-11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;
10-6 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;
5-0 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.