За всю историю существования человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения- семейная и общественная. Каждая из этих ветвей , представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два разных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходимо их взаимодействие. Детский сад играет огромную роль в жизни ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с детьми и взрослыми, организовывает собственную деятельность. Однако, насколько успешно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит напрямую от отношения семьи к дошкольному учреждению. Развитие гармоничной личности дошкольника без активного участия в образовательной и воспитательной деятельности родителей вряд ли возможно
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Это задачи, которые решаем мы ежедневно, работая с родителями, приобщая родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Одно из направлений работы, а именно взаимодействие воспитателей и родителей с целью развития творческих способностей воспитанников я бы и хотела рассмотреть в своем выступлении.
Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. Поэтому, развитиехудожественно - творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. В связи с этим проводится работа в тесном контакте с родителями
Наши наблюдения показали, что, как правило, родители ориентированы на развитие познавательных навыков детей (письмо, чтение, счет), а развитие творческих способностей считают второстепенной задачей. Порой родители даже не знают, как тактично, правильно относится к продуктам детского изобразительного творчества (позволяют шутки, нелестные высказывания, грубые реплики, неприятные сравнения), что, в конечном счете, может привести к неудовлетворенности ребенка результатами своего творчества, пассивности, нежеланию включаться в творческий процесс. «Я не умею. Я не хочу» - могут стать для ребенка девизом.Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет все средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Мы считаем важным установить взаимообратную связь между ребенком, педагогом и родителем. А также научить родителей осознанно относится к детскому творчеству через различные формы и направления совместной работы.
Итак, к традиционным формам можно отнести следующие:
Анкета для родителей, например:
- «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»;
- «Как часто рисует ваш ребенок? ».
Информационное обозрение в родительском уголке:
- «Особенности развития детей 5-6 лет»;
- « Материал для нетрадиционных средств художественно- творческой деятельности своми руками».
Родительское собрание:
- «Особенности развития детей 5-6 лет»;
- «Нетрадиционная художественно- творческая деятельность дома»;
- «Рисование пластилином»- значение развития мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму.
Индивидуальные беседы с родителями
Открытые занятия для родителей
Совместные виды детской деятельности с участием родителей;
Консультации, практикумы, тренинги;
Выставки детских работ, а также изготовленных поделок вместе с родителями;
Семейный вернисаж;
Работа с творческой группой родителей;
Совместные походы в театр, музей
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
Оформление фотомонтажей;
Совместное создание предметно-развивающей среды группы;
Работа с родительским комитетом группы;
Беседы с детьми и родителями на определенные темы;
Родительские гостиные;
Взаимодействие с родителями с в социальных сетях, с целью планирования, обсуждения творческой жизни группы.
Привлечение родителей, занимающихся творческой деятельностью для проведения мастер-классов для детей и родителей.
В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.