Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке за природными явлениями. Экскурсия на реку Цну. Проведение опытов: «Пар это вода», «Лёд-твёрдая вода», «Лёд–легче воды», «Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет» / А. Е. Кузнецова. - М.: ООО ИД РИПОЛ классик. Дом 21 век, 2006. с. 162

Чтение сказок, стихотворений, загадок из сборника Шорыгина Т.А. «Беседа о природных явлениях и объектах» Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.

А. Некрасов «Могучий помощник».- М.: изд. Малыш, 1982. Рисование пальцами рук. Лепка: «Море», «Морские обитатели»?

Подвижные игры: с мячом «Кто больше назовёт съедобной жидкости» (чай, кофе, компот, молоко, кефир, борщ, суп, ситро, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, морс, квас и др.); «Ручейки, река и море»

Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» № 1 - на воде и в природе

Материалы: компьютер (видеоряд и аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран, металлофон, капельки – медальки, музыкальный фрагмент, воспроизводящее музыку устройство, «волшебная бутылочка», губки, гуашь – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки (Аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран). Если вы отгадали правильно, то на экране монитора появится картинка.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, на плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Сегодня мы вспомним всё, что знаем о воде, одной из главных составляющих природы. Давайте устроим праздник волшебницы – воды. Почему волшебницы? Да потому, что вода бывает разной.

Какой бывает вода? (Ответы детей: грязной, чистой, вкусной, соленой, холодной, прозрачной и другие).

Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в реке, перекатываться волнами в море, становиться холодными льдинками или паром, умеет прятаться, путешествовать, превращаться и творить чудеса.

Скажите, где прячется вода? (В продуктах питания, в растениях, животных и человеке).

Почему вода умеет путешествовать? (Ответы детей. Потому что вода - жидкая. Она умеет течь, капать и литься, впитываться).

Какие чудеса может творить вода? (растворять различные вещества, поэтому она может иметь цвет и вкус).

Сейчас мы отправимся в путешествие вместе с водой в волшебную страну на необычном транспорте. Я буду мамой – тучкой, а вы моими детками. Если я тучка, то кто вы? (Капельки). Посылаю вас, детки – капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо, за воротник к прохожим не залезайте.

Игра – этюд «Капельки».

Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (дети встают в колонну по двое). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг). А тут солнышко пригрело!

Игра – имитация «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети.
Яркие лучики к нам протяни.
Руки мы вложим в ладошки твои.
Нас покружи, оторви от земли.
Солнышко греет, как жарко всем нам!
В пар превратились, летим к небесам.

Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке. Где вы были, что делали, что с вами произошло? (Ответы детей).

Пока мы беседовали, в волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я мама – тучка, то вы кто? (Снежинки)

Игра – этюд «Снежинки»

Воспитатель.

Я – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы, снежинки, мои детки. Ой, как вас много! Летите на землю. (Дети присаживаются) Полетели снежинки на землю и стали танцевать.

(Звучит музыка – по выбору воспитателя, дети выполняют движения: покачались вправо – влево, покружились. Вперед – назад, покружились).

Но вот подул ветер, и все снежинки разлетелись кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.

Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось.

Так почему воду называют волшебницей? (Ответы детей).

Да, вода может быть разной. Давайте нарисуем её портреты. Подумайте, какой портрет вы бы хотели нарисовать? (ответы детей). Но рисовать мы будем не кисточками и не карандашами. (Дети садятся за столы).

Упражнение «Музыка дождя и грома».

Набежала тучка и закапал дождь. Дети стучат пальцами по столу.
Засверкала гроза. Стучат ладошками.
Загремел дождь. Стучат кулачками.
Дождь стал стихать. Постепенно ритм замедляется.
И совсем прекратился.

В процессе выполнения упражнения, воспитатель задаёт ритм, используя металлофон.

Наши пальцы стали ловкими. Можно приступать к рисованию. Можно рисовать вместе на большом листе бумаге, можно на маленьком. Тот, кто будет рисовать воду в жидком состоянии (река, ручей, море, возьмет в руки губку, обмакнёт её в краску и нанесёт на «волшебную бутылочку» так, чтобы веревка на бутылочке хорошо пропиталась. Получится причудливая волна.

Тот, кто будет рисовать снежинки, возьмёт в руки лист бумаги, сожмёт её в кулаке, нанесёт на нее губкой краску и сделает оттиск смятой бумагой.

По окончании работы воспитатель дарит детям капельки – медальки.

Литература:

  1. Белякова А. В. «Вода». Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2005, с. 792.
  2. Силиванова Л. В. Занятия на тему «Знакомство со свойствами воды». Журнал Дошкольная педагогика,2008, № 2.-с. 39
  3. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития, 1997. с. 160.
  4. Костюченко М. «Экспериментируем!» Журнал"Дошкольное воспитание",2006, №8.- с. 27
  5. Тобоева Е. Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» Горно-Алтайск, 2006
  6. Дьяченко В. Ю. Естествознание: тематическое планирование занятий. Волгоград: Учитель, 2007.-271 с.