1. «Слушай хлопки». Ребенок передвигается в свободном направлении. Когда взрослый хлопает в ладоши один раз, ребенок должен остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка ребенок возобновляет ходьбу.
2. «Будь внимателен». Взрослый даёт команды, а ребенок выполняет движения в соответствии с полученной командой: зайчики – прыжки; лошадки – удары ногой об пол; раки – ребенок пятится; птицы – имитирует полет птицы; лягушка – скачки вприсядку; курочки – ходит, «ищет зернышки»; и т.п. В процессе игры темп подачи команд ускоряется.
3. «Четыре стихии». По команде взрослого ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» - опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперед; «воздух» - поднять пуки вверх; «огонь» - вращение руками.
4. «Пожалуйста». Взрослый дает ребенку команды, например: «Сядь на стул», «Попрыгай», «Подними руки» и т.п. Ребенок должен выполнять команды только в том случае, если взрослый произносит слово «пожалуйста». Если этого слова взрослый не говорит, ребенок остается неподвижным.
5. «Говори!». Взрослый задает ребенку вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда взрослый дает команду: «Говори!».
6. «Клубочек». Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только его начинают сматывать, то сразу успокаиваются. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
7. «Кричалки, шепталки, молчалки». Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимет красную ладонь («кричалку»), можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь («шепталка») – можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) – ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
8. «Разговор с руками». Если ребенок подрался, что-нибудь сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно спросить их: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение двух-трех дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игу и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.
9. «Игры с песком». Они просто необходимы подвижным детям, так как успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой.
10. «Послушай тишину». По первому сигналу колокольчика ребенок начинает бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу он должен быстро сесть на стул и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем ребенок рассказывает, какие звуки он услышал.
11. «Волшебный ковер». В эту игру целесообразно играть до трёх раз в день, в специально отведенное время. Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нём вместе с ребёнком и читают ему книжку, которую он выбирает сам, или играют в какие-нибудь спокойные игры (собирают пазлы, мозаику и т.п.). Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в то место, где он может «спрятаться». Благодаря ему, можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т.п. Такие игры не должны быть связаны с наказанием, а наоборот, призваны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок играет со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше условленного времени или до тех пор, пока игровая задача не будет решена.