Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребёнка, стартовым периодом для всех высоких человеческих начал.
Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма.
А воспитание патриота, знающего и любящего свою Родину- задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твёрдыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиций отечественной культуры.
Поэтому, в настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа.
Ознакомление детей с народными промыслами России в нашей группе реализуется в ходе внедрения моего проекта под названием «Волшебный мир лепки».
Цель проекта: через развитие творческих способностей посредством лепки в нетрадиционной технике, формировать у детей дошкольного возраста духовно-нравственные качества и основы патриотизма.
Данный проект является продолжением проекта под названием «Чудо-глина». В процессе его реализации происходило формирование первоначальных представлений о глине. У детей были сформированы представления о местонахождении, способах добычи, свойствах, ее роли в жизни человека. А также, о ценности ручного труда, традиций, особенностей промыслов наших предков.
Дети учились чувствовать данный материал, лепить простые изделия, которые после высыхания раскрашивали.
В старшем дошкольном возрасте, было принято решение разнообразить выбранное направление и дополнить его другими нетрадиционными материалами для лепки.
Лепка – это вид изобразительной деятельности, в котором предметы передаются объёмно с помощью мягких пластических материалов.
В ходе реализации проекта, дети знакомились с такими материалами, как солёное тесто, пластичная масса для моделирования и воздушный пластилин.
Наибольший акцент в проекте сделан на продуктивную деятельность, то есть ручную лепку.
Ручная лепка способствует развитию вкуса, собственного восприятия мира, приобщает человека к прекрасному и вечному. Занимаясь лепкой, дети не только развлекаются, но и учатся. Пытаясь сформировать фигурки людей и животных, ребёнок старается придерживаться реальных пропорций.
Ручная лепка полезна для развития мелкой моторики пальцев рук, их гибкости и ловкости. Так же доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием не только речи, но абстрактным и логическим мышлением, памяти и другими психическими процессами. Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
А привычка к ручному труду, способствует проявлению у ребёнка патриотических чувств. Изучая различные методики лепки, ребёнок знакомиться с традициями и национальными особенностями промыслов родного края, обогащает свой кругозор.
Практическая деятельность, в частности по ознакомлению с народными промыслами, в проекте построена таким образом, что в начале детям предоставлялась информация об истории возникновения и особенностях того или иного направления.
Далее информация об особенностях материала, из которого будем лепить изделие.
После чего показ, который сопровождался объяснением и непосредственно, сама лепка детьми. После высыхания дети раскрашивали изделия, если это необходимо. После чего изделия размещались на выставке.
Таким образом, дети знакомились с Дымковской, Филимоновской игрушкой, так же с Фёдоровской народной игрушкой, существовавшей на нашей Тамбовской земле, в Бондарском районе.
Помимо лепки изделий народных промыслов, дети лепили сувениры к праздникам. Ко дню Матери из пластической массы, дети лепили для своих мам кулоны-сердечки, которые в преддверии праздника сами их надевали. Дети с особым трепетом и любовью выполняли работу, вкладывая всю душу в подарок. Мы обговорили заранее, что это сюрприз и мамы не должны о нем знать. Здесь проявляется духовно-нравственные качества, желание доставить радость близкому человеку.
Так же, дети занимались изготовлением новогодних игрушек, рождественских сувениров, подарков на 23 февраля и 8 Марта.
Чтобы обосновать выбор именно этих материалов для реализации цели проекта, необходимо совершить небольшой экскурс в историю нашей страны…
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремёсел на нашей русской земле. Это подтверждают археологические раскопки: вылепленная вручную примитивная посуда для приготовления пищи, сосуды для воды, глиняные фигурки. Глина издавна была распространена повсеместно, являясь тем подручным материалом, который легко можно обработать и вылепить практически всё. Сначала посуду лепили вручную и её форма была далека от идеала, далее с изобретением гончарного круга изделия совершенствовались.
Гончарство в те времена было почётным и важным промыслом. Однако, на смену глине со временем пришёл металл. И могло так случится, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…
Но история развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий, люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству.
Лепка из глины развивает моторику рук, успокаивает и умиротворяет, она, как никакое другое занятие, развивает образное мышление ребёнка.
Значение занятий лепкой из глины для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, помогать друг другу, быть добрым.
В России с давних времён существовал обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. Этот промысел назывался «Мукосол» и был очень популярен среди населения. Из теста лепили обереги, фигурки жаворонков на праздник Благовещения и ангелов на Рождество. Ещё в те времена, когда Новый год на Руси праздновался 1 сентября. То на его празднование принято было дарить мукосольные фигурки в знак благополучия, плодородия и сытости в предстоящем году.
А украшали такие фигурки росписью, характерной для той или иной местности. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме- символ богатства и благополучия в семье.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала.
В наше время эта древняя традиция начинает возрождаться и солёное тесто считается прекрасным материалом для детского творчества. Поэтому, я не смогла обойти вниманием данный материал.
Еще одним материалом, технику лепки которого мы с детьми осваиваем, является воздушный пластилин. Это современный материал, который представляет собой пластичную цветную массу, состоящую из воды, пищевых красителей и полимеров. Продаётся он в герметичной упаковке, так как на открытом воздухе при комнатной температуре, способен застывать, в результате чего образуется лёгкая прочная субстанция, которую по весу можно сравнить с пенопластом.
Работать с ним легко из-за того, что он очень мягкий, в отличии от обычного пластилина, который тяжело разминается.
С помощью него, ребёнок может почувствовать себя скульптором и создать себе свою игрушку, которая застывает и не теряет форму.
При работе с ним его можно скатывать, раскатывать, прищипывать, оттягивать, разрезать, соединять. А также экспериментировать со смешиванием его цветов.
Например, делая с детьми рождественский сувенир в виде ангела, чтобы добиться цвета кожи лица и рук, мы смешивали белый с оранжевым цветом.
Его мы использовали с детьми для лепки сувениров.
Таким образом реализуя проект «Волшебный мир лепки» в работе с детьми дошкольного возраста, мы достигаем поставленной цели.
