Цель: создавать условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления у детей экономических понятий: «деньги», «монеты», «купюры», «банк»,
- закрепить умение решать познавательные задачи, самостоятельно делать выводы
- закрепить знания о свойствах металла и бумаги.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, - умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)
- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Методы и приемы:
Наглядный (показ видео презентации, показ карты сокровищ, демонстрация купюр и монет)
Словесный (беседа, отгадывание загадок)
Практический (экспериментирование с деньгами)
Оборудование и материалы: видео презентация, карта сокровищ, корабль, кошелек, голубая ткань для «денежного пруда», рыбки с загадками и удочка; напечатанные купюры и монеты, атрибуты для эксперементирования: стакан с водой, металлические монеты, бумажные купюры, вывеска название «Лаборатория денег», сундук с монетами, сладкий сюрприз в виде монет, энциклопедия «Хочу все знать».
Предварительная работа: знакомство с понятиями: «деньги», «купюры», «монеты», «семейный бюджет», «доход», «расход»; рассматривание купюр и монет разных стран и разного достоинства, повторение сказок.
Ход занятия: Слайд 1.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, проходите смелей! Я предлагаю встать в круг. (Дети встают в круг.)
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно. Дети встают в круг
Говорю тебе: «Привет!», Машут друг другу двумя руками.
Улыбнись скорей в ответ. Улыбаются друг другу.
Здравствуй, правая рука, Поднимают левую руку.
Здравствуй, левая рука, Поднимают правую руку.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг Здороваются с соседом справа и слева. Здравствуй, весь наш дружный круг. Хлопают в ладоши.
Слайд 2. (Звучит сигнал смс-сообщения. Воспитатель обращает внимание детей на сообщение.)
Воспитатель: Ребята, нам пришло смс-сообщение. Интересно, от кого оно? (Предположения детей.)
Слайд 3. (На экране Джек Воробей )
Воспитатель: Это сообщение от одного очень известного пирата Джека Воробья. Давайте прочитаем?
Слайд 4. Текст смс. (Воспитатель читает.)
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? (Ответы детей – пират, Джек Воробей.) О, Да! Я капитан Джек Воробей, известный мореплаватель и кладоискатель. А вы любите приключения? (Ответы детей.) На таинственном острове я спрятал сокровища, но так просто я их не отдам, вам нужно разгадать все мои загадки, быть сильными, находчивыми, любознательными, отважными, как я! Ищите подсказки, выполняйте задания и вы отыщите мой сундук. Джек Воробей!»
Воспитатель:
-А вы бы хотели отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (ответы). И мне бы хотелось! Но как же нам это сделать? (предположения детей, приходят к выводу: нужно превратиться в пиратов). Нам нужно превратиться в пиратов и отправиться на поиски сокровищ. Готовы?
- Да!
Воспитатель:
- Тогда, повторяйте за мной:
Ножкой топни,
В ладоши хлопни
Вокруг себя повернись,
Глаза закрыли – покружись,
И в пиратов превратись!
Основная часть
Воспитатель:
- Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить интеллект и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Хотите быть в моей команде и добыть сокровища? (дети отвечают)
слайд 5. карта
Воспитатель:
- Сейчас то, я и проверю годитесь ли вы в пираты. Посмотрите это пиратская карта!
- А зачем пиратам нужна карта? (ответы детей)
- Да, раньше пираты по картам искали сокровища…
Может, и эта карта приведет нас к настоящим сокровищам, и так первое испытание денежный пруд!
- Сейчас нам придется немного потрудиться. А вы знаете пословицу о труде? (Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда!)
- Хорошая пословица. А теперь, посмотрите на пруд, сколько рыбок в нем плавает, каждая рыбка особенная и каждая из этих рыб хранит в себе загадку. Давайте, мы попробуем отгадать эти загадки. Но для этого нам нужно потрудиться и поймать рыбку удочкой.
Загадка № 1.
Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)
Загадка № 2.
Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (нашли клад)
Загадка № 3.
Какой сказочный герой выполнял все пожелания старухи? (Сказка о золотой рыбке)
Загадка № 4.
Героиня какой сказки нашла денежку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха)
Загадка № 5.
Какая русская народная сказка показывает дружный совместный труд? (Репка)
Воспитатель:
- Молодцы! Отгадали все загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы - команда «Умных и Смелых ребят»!
- Чем быстрее мы справимся с заданиями, тем быстрее мы найдем клад.
Физкультминутка «Клад»
Мы найдём богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Станем думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (повороты головой)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (руки в стороны).
Воспитатель:
- Ну что, ребята, теперь готовы вы к настоящим приключениям!
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей – на самолете, машине, корабле.)
Слайд 6. (Воспитатель приглашает детей на корабль.)
Воспитатель:
- Вижу по курсу неизвестный остров.
Слайд 7. (Остров)
Слайд 8. (На слайде текст загадки)
Воспитатель: А вот и подсказка. (Читает загадку.)
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(деньги)
(Беседа с детьми о деньгах, о том откуда берутся деньги, что деньги зарабатывают.)
Воспитатель:
-Ребята, какие бывают деньги? (Ответы детей – бумажные, металлические.) ---Как называются металлические деньги? (Ответы детей – монеты),
- Как называются бумажные деньги? (Ответы детей – банкнота/купюра.)
-Где же мы можем взять деньги?
Дети: Деньги можно заработать.
Воспитатель:
- Как и где можно хранить деньги?
Дети: в кошельке, в банке, на карточке, копилке и т.д.
Воспитатель:
-Молодцы, с заданием справились.
Слайд 9. (Остров)
Воспитатель: Вижу по курсу Денежный остров.
Слайд 10. (Корабль)
Слайд 11. Кит:
- Здравствуйте, пираты! Куда вы держите путь?
Дети: На остров! За сокровищами!
Кит: Как вы думаете, какие сокровища вас ждут?
Дети: Деньги. Золото.
Кит: А что такое деньги? Как они появились?
Воспитатель:
- Команда! Давайте расскажем киту об истории возникновения денег.
Дети:
Слайд 12.
- Давным-давно, денег совсем не существовало, люди жили в пещерах и все свое время тратили на добывание себе пропитания, и им деньги не были нужны.
- Позже люди начали обмениваться друг с другом товаром.
Воспитатель:
Слайд 13.
- А что это за перья на картине?
- У народов Тихого океана деньги были в виде перьев. Чем ярче перья, тем дороже оно считалось.
Воспитатель:
Слайд 14.
- Посмотрите, что за красивые ракушки! Как они связаны с историей возникновения денег?
- Ракушки каури были денежной единицей в южных странах, которые нанизывались на шнур для удобства переноски.
Слайд 15.
Воспитатель:
- Чем же обменивались на Руси и Европе?
- На Руси и Европе высоко ценились: мех (пушнина) и соль.
Воспитатель:
- В какой стране начали чеканить деньги?
Слайд 16.
- В Древней Греции начали чеканить монеты из пластин серебра. На Руси тоже начали чеканить свои монеты из меди, серебра и золота. Позже появились бумажные деньги разного достоинства.
Воспитатель:
Слайд 17.
- Посмотрите, на картину, здесь изображены уже современные монеты и купюры.
Кит: Ребята, как выдумаете, какая форма денег самая удобная и качественная монеты или купюры?
Дети: монеты и бумажные деньги.
Кит: Спасибо, ребята за подробный рассказ об истории возникновения денег.
До свидания!
Воспитатель:
- Вот мы и добрались до острова. Ребята, давайте немного поиграем!
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Дети встают вокруг обруча – кошелька.
Монетки:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
Воспитатель:
- Детки-монетки, посмотрите, что за ленточка привязана к нашему кошельку? Куда она нас ведет? Давайте посмотрим. Так это же самая настоящая лаборатория денег!
«Лаборатория денег»
Воспитатель:
- Ребята, мы пришли в мини-лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать?
Дети: проводить опыты.
Воспитатель:
- И так, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод.
- Начинаем проводить эксперименты.
Эксперимент №1.
Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что лучше? (Ответы детей)
- Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется.
Эксперимент №2.
Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть, что с ней произойдет? (Ответы детей)
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)
- Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты? (Нет)
- К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры?
Дети:
- нам нужны и монеты, и купюры!
- Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.
Молодцы, команда! А теперь вперед по карте прямо к сокровищам!
Слайд 18. (На слайде Джек Воробей)
Воспитатель:
-Джек приготовил нам задание: игра «Что можно и что нельзя купить за деньги?»
Слайд 19.
Перед вами картинки, выберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).
Воспитатель:
- А что нельзя купить за деньги?
Дети:
- Ответы (Дружбу, любовь, жизнь, улыбка, здоровье).
Воспитатель:
-Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети:
-Нисколько.
Воспитатель:
-Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Слайд 20. (На слайде – Джек Воробей, воспитатель читает записку от Джека.) «Дорогие ребята, спасибо. Вы справились с моими заданиями, нашли мой сундук, а я приготовил вам сюрприз»
Воспитатель: выносит сундук.
Дети и воспитатель вместе открывают и достают энциклопедию «Хочу все знать» и шоколадные монеты.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему в сундуке сокровищ лежит энциклопедия?
Дети:
- Потому что знания – это наше сокровище, сила.
Воспитатель:
- Я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного о нашем мире. А шоколадные монеты вам за ваши старания!
- А теперь пора возвращаться в детский сад:
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Глаза закроем, скажем ах!
И очутимся на местах!
Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились? (ответы детей)
- Легко ли было проходить испытания?
- Воспитатель:
Какие были ли трудности? Почему?
- Ребята, если вам понравилось путешествие давайте положим ладошки друг на друга и скажем: «Мы ребята просто класс, Получилось всё у нас! » Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
