Цель:
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
- Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие:
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Развивать у детей любознательность,
- Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
- Активизировать речевую деятельность.
- Закреплять и расширять словарный запас детей.
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук,), салфетки, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки, кисточки, гуашь заранее разведенная водой, лист бумаги, стакан, емкость с водой, мячики, надувные резиновые игрушки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: Ребята, я для вас принесла красивую шкатулку.
Как вы думаете, что лежит внутри шкатулки? (открывает шкатулку, она пустая) Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух. А как вы думаете, что такое воздух?
Это то, чем мы с вами дышим.
Воспитатель. Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?
Воспитатель: Давайте убедимся, так ли нам необходим воздух?
- Зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали? Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох? Что мы вдыхаем?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Ребята, воздух везде. Как вы думаете, а у нас в группе есть воздух? А вы видите воздух?
Дети. Нет
Воспитатель. Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.
Поймайте воздух руками. Этого нельзя сделать. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей). Правильно ребята, лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в специальной одежде, одеваем фартуки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:
. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
. Слушать очень внимательно.
. Работать аккуратно.
ОПЫТ №1. «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, давайте поймаем воздух в пакет. Раз, два, три воздух лови» и пакеты закрутим. Что произошло с пакетами? (раздулись). Стали похожи на подушку, кошку с ушками. Что в них находится? (воздух). Какой он? (прозрачный). Вы его видите? (нет). Вы его ощущаете? (нет). Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет. Какого цвета воздух? (ответы детей). (На столе у меня фонарик) сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный.
Воспитатель: Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили! (Выпускают воздух)
Воспитатель: а как еще можно почувствовать воздух? (ответы детей).
Ребята на столе лежит веер, возьмите его в руки и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). А что такое ветер? Это движение воздуха.
ВЫВОД: воздух можно почувствовать. Воздух прозрачный, бесцветный.
Опыт №2 « Как увидеть воздух?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится в стакане?
Дети. Нет ничего.
Воспитатель: а это мы сейчас проверим. Смотрите внимательно. Мы опускаем стаканчик в воду, держа его прямо. Что мы видим? Вода попала внутрь стакана? Нет. А почему, как вы думаете? Опустите бутылочки в воду, что происходит? Воздух, находящийся в стакане не пускает воду внутрь, выталкивает ее.
А теперь снова опустим стаканчик в воду, но немного наклоним его. Что происходит теперь?
Дети. Пузырьки воздуха выходят.
Воспитатель. Значит, в пустом, на первый взгляд, стаканчике находился воздух. Когда мы его опустили в воду - воздух стал выходить из него, а его место заняла вода.
Правда, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх – бурлит?
Опыт « Вот такой апельсин» ( очищенный и целый)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что воздух есть везде. Интересно, а в апельсине он есть?
Один апельсин в кожуре положить в миску с водой. Даже если мы попробуем утопить его, он не утонет. Знаете почему, потому что в кожуре есть воздушные пузырьки, они выталкивают апельсин из воды, а без кожуры, апельсин утонет. Без кожуры апельсин тяжелее воды
Вывод: значит воздух легче воды (ставится схема).
Физкультминутка ( под музыку)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт №3 « Чем пахнет воздух?»
Воспитатель: а можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей).
- Чем думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.
Дети. Ничем не пахнет.
Воспитатель подводит детей к столу.
Да, ребята, вы правы, чистый воздух не пахнет ничем.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».
Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух
Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.
Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).
Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?
Дети. Да, пахнет апельсином и т.д.
Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах.
Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают (ставится схема).
Опыт №4 « Узнай воздух на вкус»
Воспитатель предлагает поймать воздух ртом, и сказать, какой воздух на вкус?
Вывод: воздух не имеет вкуса, безвкусный.
Воспитатель подводит детей к следующему столу.
Опыт №5 « Имеет ли воздух звук?
Воспитатель. Предлагает детям немного отдохнуть.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? (дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька).
-Что это такое?
Дети. Музыкальные инструменты.
Воспитатель. Как на них играют?
Дети. В них дуют.
Воспитатель раздает детям инструменты.
Воспитатель: Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….
Воспитатель. Одинаковый звук получается?
Дети. Нет.
Воспитатель. Воздух может звучать по-разному.
Воспитатель. А в природе мы слышим воздух?
Дети. Слышим.
Воспитатель. Где? Как?
Дети. Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль и т.п.
Ставится магнитофонная запись звуков природы.
Воспитатель. Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух может звучать.
Опыт №6: « Имеет ли воздух форму?
Воспитатель подводит детей к надутому круглому шарику, дети сжимают его в руках, шарик приобретает форму овала, т.е. меняет форму
Вывод: у воздуха нет формы, он приобретает форму предмета
Воспитатель: ребята, а вы знаете, воздухом можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (да).
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет.
В трубочки подуем
Капельки раздуем
Воспитатель: макаем кисть в разведенную краску и брызгает на лист бумаги. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее! (дети пробуют рисовать).
Анализ работ детей.
Воспитатель: давайте ещё раз закрепим, что мы узнали про воздух. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Красная карточка означает – нет, а зелёная – да. Будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон. (Да).
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да).
-Воздух тяжелее воды (нет).
-Человек может жить без воздуха (нет).
-Ветер это движение воздуха (да).
-Чистый воздух имеет запах (нет).
Итог занятия:
Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? Что изучали?
Дети: воздух
Воспитатель: А что вы сегодня узнали о воздухе?
Дети рассказывают о свойствах воздуха, выставляют схемы:
Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух можно услышать, не имеет запаха и вкуса, воздухом можно рисовать.
Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?
Дети. Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.
Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.
Воспитатель. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.
Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки.
Воспитатель дарит детям мыльные пузыри, воздушные шарики.
