План консультации:
- Проблематика
- Цели
- Задачи
- Формы
- Заключение
Введение: На современном этапе большое значение придается взаимодействию, сотрудничеству с семьями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс ДОО (Дошкольная образовательная организация).
Проблема оказания помощи родителям детей дошкольного возраста не нова, взаимодействие ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и определённых шаблонов, важно не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и отстраняться от воспитательно-образовательного процесса. Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
Мы рассмотрим сущность взаимодействия педагога с родителями, особенности вовлечения их в образовательный процесс ДОО в соответствии с ФГОС ДО
- Цели.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства «Семья – Детский сад», как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
цель взаимодействия:
- Приобщение родителей к жизни детского сада.
- Организация совместной деятельности.
- Обмен мыслями, чувствами.
- Общение.
- Задачи.
Сегодня перед нами стоит задача:
- привлечь родителей к жизни детского сада
- не поощрять принятие родителямипозиции потребителя образовательных услуг.
- Дать понять семье воспитанника, что детскийсад лишь помощник в воспитании, а главную роль выполняют мамы и папы. В первую очередь именно они ответственны за воспитание и образование своего ребенка. Ведь только так они могут стать другом и помощником не только для своего малыша, но и для всего педагогического коллектива.
Работа с родителями должна быть интересной, с учетом новых форм взаимодействия, важно создать атмосферу творческого общения, эмоционального взаимопонимания и поддержки, общности интересов. Не маловажно установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников для объединения усилий развития и воспитания детей. Конечно, стараться активизировать воспитательные умения родителей и дать уверенность в педагогических возможностях.
Формы взаимодействия
В своей работе, для создания единого пространства «детский сад – семья» использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Ставшие традиционными формами работы с родителями родительские собрания, индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами, информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам, фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: Оригинальность, востребованность, интерактивность.
Поэтому используем и такие формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик.
Это может быть коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. В нём отражаются наиболее важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрания. Важно построить общение не на монологе, а на диалоге, так результаты становятся более ощутимы.
Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.
Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
- Заключение.
Благодаря такой работе, направленной на решение общих задач, мы получаем в конечном итоге положительный результат. Делая выводы, мы понимаем, что ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Детский сад и семья – это две составляющие. И если одна из них закрыта, то это отражается на личности ребенка. Чтобы избежать этого необходимо сотрудничество, доверие друг другу и полная открытость.
