Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детские впечатления самые яркие. Ребенок должен усвоить, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности.
   Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от окружающих его взрослых: родителей, педагогов, и от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
   В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

   Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

  Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

-воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

-формировать представления о своем городе;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-формировать элементарные знания о правах человека;

-формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

-расширять представления о России, как о родной стране, о городах, о Москве, как о столице России;

-знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

  Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, охватывать все виды детской деятельности по разным направлениям развития и осуществляться как в повседневной жизни, так и в ООД.


  В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
-познавательные занятия;
- экскурсии и целевые прогулки (природоведческие, бытовые- в прачечную, в медкабинет, на кухню, на почту, возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские народные игры, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде;
- игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки;

-изготовление подарков своим близким на праздники;

-«Уроки доброты».

Основные методы образовательного процесса:

 * Наглядный метод (чтение педагогом рассказов, наблюдения, показ сказок, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов).

 * Словесный метод (чтение литературных произведений, стихотворений, проведение разнообразных игр, загадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям, разбор житейских ситуаций, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

 * Практический метод (организация продуктивной деятельности, проведение игр (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировок и др.), пошив кукол к сказкам, проведение экскурсий, вечеров с родителями, сверстниками, изготовление с детьми наглядных пособий для занятий).

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыку, кино, диафильмы. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно.
- Природа родного края вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
- Собственная деятельность детей: игра, труд, чтение, художественная деятельность.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Также средством воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Рекомендации по оснащению патриотического уголка в группе.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:                
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио, видеозаписи с песнями времен войны;
- слайды, презентации.

Взаимодействие с родителями.

Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы: консультации и беседы, семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок), организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.),

Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).

Организация встреч с «интересными людьми».

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

   Вывод.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.