Авторизация

Введение

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. В младшем возрасте центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - это необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее -короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представить его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху -где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает "схему" собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа.

Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представление о числах, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Средний дошкольный возраст характеризуется следующими особенностями, исходя из которых детям необходимо подбирать развивающие игры (4-5 лет):

  • Стремление к самостоятельности. Так, развивающая игра должна давать максимальную самостоятельность ребенку, в то же время оставаясь полностью безопасной, доступной и понятной ребенку. В этом возрасте ребенок уже пытается установить свои правила игры, мотивируя их;
  • Этические представления. В ребенке развиваются эмоции, малыш учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать и сочувствовать им. Этические представления формируются не посредством того, что говорят взрослые, а сквозь призму их поступков и поведения в целом. Именно поэтому так велико значение ролевых развивающих игр (4-5 лет), отображающих ситуации реальной жизни;
  • Развитие воображения, позволяющего моделировать ситуации, развивать их. Однако следует учитывать, что в силу развитой фантазии в ребенке также развиваются страхи. Развивающая игра должна объяснять ребенку природу многих действий и явлений;
  • Развитие социальных связей. У ребенка появляется больше друзей, его общение выходит из семейного круга, что отражается в сюжетно-ролевых играх. В них появляются сложные системы персонажей, отношения между ними усложняются. В этом возрасте развивающие игры также используются психологами в качестве диагностического инструмента, который позволяет на ранних стадиях выявить комплексы и страхи ребенка и произвести их коррекцию с наименьшим ущербом психическому здоровью малыша;
  • Активное познание – ребенку не только интересны предметы окружающего мира, но и их природа.

1. Структурные и дидактические особенности игр

1.1. Кубики Никитина «Сложи узор»

Описание

Кубики «Сложи узор» (пластмассовые) – игрушка, гармонично развивающая все виды мышления ребенка и его моторные навыки. Все дети – большие фантазеры, поэтому любят создавать картины самыми разными способами.

Автор методики – известный педагог-новатор Б.П. Никитин. Большинство его игр – это всевозможные кубики, занимаясь с которыми дети развивают логическое мышление и творческие способности. Кубики «Сложи узор» на протяжении многих лет вызывают живой интерес у детей и взрослых, заставляют подумать над задачкой и порадоваться полученному результату.

В комплект игры входят:

  • 16 пластмассовых кубиков с гранями 4 цветов (синий, желтый, белый и красный), а также их сочетаниями (красный-белый, желтый-синий);
  • книжка с примерами узоров, фигур, букв и цифр

Существует огромное множество возможных комбинаций, которые можно составить из кубиков. Можно варьировать их количество, переворачивать грани, использовать буклет из набора, специальные альбомы или свою фантазию.

Цель малыша – сложить из разноцветных кубиков загаданный силуэт. В буклете предложены задания различной сложности: от элементарных дорожек до замысловатых орнаментов. Некоторые из них требуют интеллектуальных усилий и от взрослых!

Игру следует выстраивать исходя из возраста ребенка. Детей среднего возраста (4 – 5 лет) можно сразу привлекать его к активной самостоятельной работе.

Данная игра совершенствует мелкую моторику и ориентацию в пространстве, логическое и образное мышление, цветовосприятие. Он учится видеть в абстрактных рисунках силуэты конкретных предметов.

Малыш развивает умение работать по схеме, а затем и фантазию, придумывая собственные варианты рисунков.

1.2. Соты Кайе

«Соты Кайе» – авторская развивающая предметно-игровая система, созданная В.А. Кайе. Шестиугольные элементы с орнаментом двух цветов – желтого и синего – имеют форму пчелиных сот. На плоскости они складываются в различные фигуры. Игра развивает у ребенка пространственное и творческое мышление, воображение, аккуратность и усидчивость, а также формирует художественный вкус, чувство гармонии и красоты, понятие о симметрии.

Игровой материал предназначен для детей 3-11 лет.

«Соты Кайе» состоят из 84 двусторонних элемента и альбома с дидактическими заданиями.

Важные отличительные особенности этой игровой системы – ее вариативность и многофункциональность. Так, элементы набора можно использовать в качестве графического конструктора, конструктора-трансформера, плоской мозаики, применять для конструирования и экспериментов в области детского дизайна, собирать как головоломку. С набором можно проводить начальные занятия по математике и геометрии.

Многофункциональность набора создается за счет рисунка на элементах: картонные соты расчерчены синим и желтым геометрическим орнаментом. При совмещении элементов можно сложить определенный рисунок. При этом их можно совмещать множеством способов, то есть творческий потенциал вашего ребенка во время игры будет реализован максимально. Игра развивает и интеллектуальные способности ребенка.

Вместе с картонными элементами можно применять в игре соразмерные игрушки и предметы, что позволит детям применить воображение и фантазию, а также самостоятельно придумать новые игры с набором.

1.3. Маленький дизайнер

Учебно-игровое пособие «Маленький дизайнер» (Корвет) состоит из одинаковых по величине квадратов с узорными элементами. Ребёнок умело комбинирует их и складывает орнаменты для бордюров, салфеток, плитки, ковра, паркета. А можно создать витражи для окон замка самой Королевы цветов или украсить стены во дворце Снежной королевы!

Игра предназначена для детей 3-7 лет.

Учебно-игровое пособие «Маленький дизайнер» состоит из:

  • 160 карточек 6 видов в двух цветовых гаммах,
  • яркого буклета-инструкции с примерами узоров и заданий.

В ходе игры дети познают законы симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению и размеру, развивая пространственное мышление, воображение, наблюдательность и эстетику восприятия.

Задания располагаются по принципу «от простого к сложному». Для начала ребенок создает дорожки из одинаковых, а затем разных элементов; затем салфеточки, фрагменты паркета, витража, ковра из 4 элементов; позднее переходит к более сложным многоэлементным композициям.

Дизайн можно создать как по образцу, так и самостоятельно, включая в работу творческий процесс. Ребёнок также может придумать назначение собираемого им узора. Тем самым игра предоставляет широкий спектр для создания собственных дизайнерских проектов.

Тамбов - 2021 Детский сад №18 "Ручеек"