Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Все вы хотите, чтобы Ваш ребенок быстро бегал, ловко прыгал и лазал, а самое главное – был здоров, необходимо заниматься с ним утренней гимнастикой и физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепления двигательных навыков.

Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще маленький, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослыми: мамой, папой, бабушкой, братом (дома), воспитателем, инструктором (в детском саду).

Ребенку надо как-то развлекаться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то показывать свои достижения и умения. Гимнастику необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре 16-17 градусов С или, еще лучше, на свежем воздухе.

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастики с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный вдох. Так же необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении упражнений для туловища.

Для занятий можно использовать готовые комплексы, а можно составлять их самостоятельно. В настоящее время существует множество дисков с комплексами утренней гимнастики.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема утренней гимнастики должна быть такова:

  1. потягивание;
  2. ходьба (на месте или в движении);
  3. упражнение для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
  4. упражнения для мышц шеи и плечевого пояса;
  5. упражнения для мышц ног;
  6. упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады и т.п.).
  7. прыжки;
  8. упражнения на расслабление;
  9. дыхательные упражнения.

Эффективность утренней гимнастикой возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: мячом, скакалкой, гимнастической палкой и т.д.

До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывается пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, на упражнениях ЛФК и корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации.

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Занятия по методике игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 10 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Комплекс упражнений игрового стретчинга:

  • упражнения для мышц живота путем прогиба назад;
  • упражнения для мышц спины путем наклона вперед;
  • упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов;
  • упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,
  • упражнения для укрепления мышц ног;
  • упражнения для развития стоп;
  • упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.

Основные принципы организации занятий.

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.

Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Постепенность. Необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному.

Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Чередование нагрузки. Предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т.е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

Структура занятия:

Занятия состоят из 3х частей.

В первой (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

На первом обучающем занятии приходиться давать много словесных указаний, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Формы организации этой части занятия могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра также составляющая основной части занятия. Подбор подвижной игры осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер.

Во второй (основной) части переходят к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяю на два занятия. На первом занятии детей знакомят с новыми движениями, закрепляют уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма, и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.

Картотека упражнений

«Просыпаемся». Сесть на корточки, пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову, медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони, руки через стороны опустить вниз.

«Зёрнышко». Сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище. Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.

«Кошка». Избавляет от скован­ности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мими­ческие мышцы и выражение эмоций.

И. п. — стать на четвереньки, спина прямая.

Раз! — под­нять голову, мак­симально прогнуть спину.

Два! — опу­стить голову, мак­симально выгнуть спину.

Поза «Индеец», в которой дети находятся между выполнением упражнений. Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождём индейцев с гордой осанкой и всё время за ней следить.

«Велосипед» оказыва­ет большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.

И. п. — лечь на спину, носки оттянуты. Попеременно руки положить за голову. Поднять ноги, выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол.

«Грустный медвежонок». Сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их, пятки приблизить к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время, то же движение левой ногой.

«Носорог». Лечь на спину, руки положить за голову, ноги выпрямить, носки оттянуть. Поднимать голову, плечи и руки, одновременно поднимая одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба, носок остается оттянут. Задержаться. То же движение другой ногой.

«Удав». Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. Медленно поднимаясь на руках. Одновременно прогнуться, насколько возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки, медленно вернуться. Сделать то же самое, но в другую сторону.

«Страус». Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены вниз. Не сгибая колени, наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Постараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руками обхватить ноги сзади, задержаться.

«Шлагбаум». Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. руки в стороны, ладонями вниз. Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение, наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90 градусов. Вернуться в вертикальное положение. То же проделать другой ногой.

«Зайчик». Встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

«Слонёнок». Встать на колени, руки сзади сцеплены в замок, медленно наклониться назад, как можно дальше. Задержаться.

«Ходьба» предупреждает раз­витие плоскостопия, способству­ет развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки.

И. п. — сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади — высокий упор. Попе­ременно тянуть носки на себя.

«Тянемся к солнцу». Растягивают­ся мышцы спи­ны, вытягивает­ся позвоночник.

Поставить ноги чуть шире плеч, соединить руки в замке, по­тянуться вверх ладонями, при­поднимаясь на носки. Удержи­вать положение 10-60 секунд.

«Собачка». И. п. Сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону,

1. Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное количество раз.

«Рыбка». И. п. Лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.

1. Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

«Птица». И. п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»).

1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.

2. Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.

3. Вернуться в И. п.

4. То же повторить в левую сторону.

5. Вернуться в И. п.

«Морская звезда». И. п. Встать прямо. Ноги поставить чуть шире плеч. Руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.

1. Медленно наклониться вправо, не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И. п.

3. Повторить в левую сторону. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в

1-й, 3-й.

«Веточка». И.п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.

1. Не сгибая ног в-коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное количество времени.

2. Медленно вернуться в И. п. Дыхание нормальное. Повторять нужное число раз.

«Колечко». И. п. Встать на колени, руки сзади («полочкой»).

1. Медленно наклониться назад, пока голова не коснется ног. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

«Маятник». И. п. Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны; ладонями вниз.

1. Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение.

2. Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90 градусов.

3. Вернуться в вертикальное положение.

4. Вернуться в И. п.

5. То же проделать с другой ногой. Дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазах, выдох во 2-й.

«Хлопушка» И. п. Сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в коленях, прикасаясь пятками к ягодицам.

1. Поднять вверх правую прямую ногу, вытягивая носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И. п.

«Ежик» И. п. Сесть на пятки. Прямые руки в замке за спиной.

Раз! Медленно наклоняясь вперед, стараться коснуться подбородком пола и поднять руки. Два! Вернуться в и. п. (вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й)

«Улитка» И. п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.

Раз! - медленно поднять прямые ноги, затем таз и все тело перевести в вертикальное положение, оставаясь в упоре на плечах и руках.

Два! Вернуться в И. П. (Дыхание нормальное)

«Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?»

Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.

Указ о возрождении норм ГТО для школьников. С 1 сентября по поручению президента России снова вводится физкультурный комплекс ГТО. Сдавать спортивные нормативы школьники будут с шести лет. За хорошие результаты подросткам обещают знаки отличия, а также присвоение спортивных разрядов и званий. А с 2015 года, помимо результатов ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы будут учитывать и результаты сдачи норм ГТО.

Новая система предусматривает целых 11 возрастных групп. Теперь физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий.

Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.

Для развития координации движений сенситивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.

Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии.

С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием.

Цель Комплекса «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)»: Повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Задачи Комплекса:

  • Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
  • Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан.
  • Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
  • Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий.
  • Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Ступени:

  • Первая ступень — от 6 до 8 лет;
  • Вторая ступень — от 9 до 10 лет;
  • Третья ступень — от 11 до 12 лет;
  • Четвертая ступень — от 13 до 15 лет;
  • Пятая ступень — от 16 до 17 лет;
  • Шестая ступень — от 18 до 29 летСедьмая ступень — от 30 до 39 лет;
  • Восьмая ступень — от 40 до 49 лет;
  • Девятая ступень — от 50 до 59 лет;
  • Десятая ступень — от 60 до 69 лет;
  • Одиннадцатая ступень — от 70 лет и старше.

Комплекс состоит из следующих частей:

Первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности населения установленных нормативов с последующим награждением значками отличия комплекса.

Вторая часть (спортивная) направленная на привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учётом возрастных групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов.

Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта:

  • Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности.
  • Гигиена занятий физической культурой.
  • Основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта.
  • Основы методики самостоятельных занятий.
  • Основы истории развития физической культуры и спорта.
  • Овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов)

Виды двигательной активности Временной объем в неделю, мин.
1. Утренняя гимнастика Не менее 70
2. Обязательные учебные занятия в образовательных организациях 120
3. Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.) 150
4. Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях Не менее 120
5. Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной активности Не менее 160
6. В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять Не менее 3 ч.

Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это двигательные игры – то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста. А если обратиться к тому, что мы развиваем познавательную функцию ребенка – его любознательность и стремление узнавать и учиться.

Вспомним, мы уже останавливаемся на том, что познавательная функция развивается именно через движение, так же как и речь, и даже художественно-эстетическое развитие.

«Детские сады должны стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. Для «ясельной группы» ГТО достаточно придумать «Веселые старты». В них не должно быть проигравших.

Дети — подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также захотят его получить. И мы должны помогать им достичь желаемой цели».

Николай Валуев, чемпион мира по версии Всемирной боксерской ассоциации WBA.

Ваша ступень ВФСК ГТО - I СТУПЕНЬ (возрастная группа от 6 до 8 лет)

Обязательные дисциплины

Бег на 30 м (с)

  • Золото - 6.2
  • Серебро - 7
  • Бронза - 7.2

Альтернатива

Челночный бег 3х10 м (с)

  • Золото - 9.7
  • Серебро - 10.7
  • Бронза - 10.9

Смешанное передвижение (1 км без учета времени)

  • Золото - 1
  • Серебро - 1
  • Бронза - 1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

  • Золото - 11
  • Серебро - 5
  • Бронза - 4

Альтернатива

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)

  • Золото - 11
  • Серебро - 5
  • Бронза - 4

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

  • Золото - 2
  • Серебро - 1
  • Бронза - 1

Испытания по выбору

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

  • Золото - 135
  • Серебро - 115
  • Бронза - 110

Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз)

  • Золото - 4
  • Серебро - 3
  • Бронза - 2

Смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности (без учета времени)

  • Золото - 1
  • Серебро - 1
  • Бронза - 1

Альтернатива

Бег на лыжах на 1 км (мин, с)

  • Золото - 8.3
  • Серебро - 9
  • Бронза - 9.15

Альтернатива

Бег на лыжах на 2 км без учета времени (мин, с)

  • Золото - 1
  • Серебро - 1
  • Бронза - 1

Плавание без учета времени (м)

  • Золото - 15
  • Серебро - 10
  • Бронза - 10