Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Старший воспитатель, общественный инспектор по правам ребёнка.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

при выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

v ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

v содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

v технология должна носить здоровьесберегающий характер;

v основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

v реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

v организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Коммуникативная технология – это специально организованный процесс устной или письменной коммуникации, направленный на достижение коммуникативного намерения участников. Человек, владеющий коммуникативной технологией четко удерживает 3 позиции: я знаю, как это делать; я умею это делать; я могу научить этому другого.

Коммуникативная технология (как и любая другая технология) включает цель (коммуникативное намерение), средства ее достижения (методы, приемы, алгоритмы); масштаб использования (сфера, ограничения в применении); вариативность использования (хорошая технология всегда имеет зону неопределенности, в которой проявляется индивидуальное речевое мастерство коммуникатора) и результат (воздействие, побуждение, убеждение, принятие совместного решения).

Технологии речевого развития:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии

МЕТОД ПРОЕКТОВ

 Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приемов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

 «Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

 «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи);

 «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

 «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

 «Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций:

 «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку);

«Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?»,

«Камень, ножницы, бумага»,

«Как человек узнает время?»,

«Зачем человек придумал посуду?»,

«Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики:

«Если с другом вышел в путь...»,

«Добрые слова в день рождения»,

«Тайна третьей планеты»,

 «Как открыть книжный гипермаркет?»,

«Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

 Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки. Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

Технология Портфолио

 Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие:

«Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);

«Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям);

 «Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);

«Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений;

 «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);

«Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);

«Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);

 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских стихотворений и др.);

 «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе). Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование (музейная педагогика)

            Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д.

Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь.

 Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода.

Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения.

Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

К исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

 Коллекционирование (музейная педагогика) – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции.

К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

vМнемотехника

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

v Моделирование

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели.

При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер». Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

v LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели- иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми.

Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д.

 С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

v Артикуляционные и речевые упражнения

v Игры на развитие речевого дыхания

v Подвижные и хороводные игры с текстом

v Игры на формирование фонематического восприятия

v Коммуникативные игры

v Пальчиковые игры

v Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно- печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

v Театрализованная игра

v Логоритмика

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

 -Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

 -Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения? «Подготовка к обучению грамоте»:

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

 -Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – лето?

Технологии обучения образной речи:

v Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

 - воспитатель называет какой-либо объект;- обозначает его признак;

 - определяет значение этого признака;

 - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

 На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

v Технология обучения детей составлению метафор.

 Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора».

 Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи. Прием простого алгоритма составления метафоры.

 1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

 4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

 5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

v Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

 1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

 Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.

Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология синквейна.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Правила составления синквейна:

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Технология ТРИЗ

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 

Методическая служба МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеёк»

в условиях реализации ФГОС ДО

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии сФЗ "Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года", статья 64, методическая служба призвана обеспечить:

- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни; адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; светскость образования.

В 2016-2017 учебном году в дошкольном учреждении внедряются парциальные программы:

- «Формирование коммуникативно-речевых способностей дошкольников», автор., Блохина Е.А.. Цель программы: реализация преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования по проблеме подготовки выпускников детских садов к овладению письменной речью в школе. А также создание у учащихся ситуации успеха, довостребования знаний и умений при выполнении письменных работ.

- «Развивающая подготовка дошкольников к обучению грамоте и русскому языку в школе», авторы Агаркова Н.Г., Блохина Е.А.. Цель: формирование языковых представлений и умений, определяющих готовность дошкольников к усвоению блока дисциплин «Филология» в начальной школе.

Годовой план воспитательно –образовательной работы полностью построен на подробное изучение программ, полное погружение, изучение средств инновационных технологий. Реализация этих задач полностью ложится на методическую службу ДОУ.

Особенности работы методической службы в ДОУ

Целями методической службы нашего ДОУ являются: создание совокупности условий, направленных на эффективную реализацию образовательной политики учреждения в целях достижения воспитанниками установленных государством стандартов.

Задачи методической службы:

  1. Обеспечивать теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей; создавая условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
  2. Организовывать активное участие педагога в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
  3. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта.
  4. Обеспечивать проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
  5. Разрабатывать и реализовывать мероприятия в соответствии с годовым планом воспитательной-образовательной работы.

Структура методической службы ДОУ.

Система методической работы, обеспечивающая развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки,  спроектирована по следующей структуре:

     - методический совет

- «методический кабинет»

- «методические комиссии

- проектные микрогруппы

- ПМПк

Успешность функционирования системы зависит:

 - от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы;

 - учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ ;

- профессионального мастерства педагогов.

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

«Методический кабинет» - коллегиальный орган, состоящий из заместителя заведующего и старшего воспитателя,  в компетенции которого:

- осуществление решений и рекомендаций, принятых на стратегическом уровне;

- текущий контроль образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ;

- разработка методического инструментария.

Успешное выполнение задач методической службыДОУ зависит и от того, на сколько «методический кабинет» знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога. Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода – это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков.

Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент), определить профессиональные способности.

Методический  совет– профессиональное объединение педагогов,  которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из представителей «методического кабинета», руководителей творческих групп, представителей родительской общественности и председателя профсоюзной организации.

Постоянная творческая группа педагогов– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПк – форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии; курирует коррекционно-развивающую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности.

Функции методической службы ДОУ

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  1. Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  2. Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  3. Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  4. Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  5. Анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  6. Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  7. Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  8. Изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

  1. Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
  2. Определение вариантов моделей выпускника;
  3. Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  4. Моделирование новых форм существования ДОУ;
  5. Проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  6. Проектирование последствий запланированных инновационных процессов;

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  1. Знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
  2. Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
  3.  Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Экспертная функция:

- Оценка образовательная программы;

- Оценка предложений по организации нововведений;

- экспертиза методических разработок, программ

- экспертиза предметно-пространственной среды ДОУ;

- Оценка проведения конкурсов.

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  1. Стратегический;
  2. Тактический;
  3. Информационно-аналитический.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне(Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.

Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

При грамотном построении образовательного процессадеятельность педагогических кадров должна быть направлена:

  1. На индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. Воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

  Работа с педагогическим коллективом

Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно, с учётом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владениям педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребёнком. Таким образом выделяются три категории педагогов:

  1. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Это педагоги – наставники, золотой фонд ДОУ, работающие на самоконтроле.
  2. Воспитатели не имеющие квалификационную категорию, не стремящиеся к инновационной деятельности, требуют организационного обучения в ДОУ.
  3. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не всегда в полной мере её осуществляющие. Работа с ними требует тщательно продуманной стратегии и мотивационного стимулирования.

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • опробовать педагога в новой ­роли.

            В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары - практикумы, Клуб молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

«Копилка» педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

      Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших  результатов.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

        Панорамные открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

        Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  •  «Лучшие центры»

 Клуб молодого педагога, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов: адаптация, процесс развития профессиональных умений, внедрение новых технологий, самосовершенствование, саморазвитие.

       Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников.

Круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Педагогические ситуации - метод   активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. 

     Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. 

«Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный часвыход в театр, кино, выезд на природу.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

  1. Положительная динамика качества обучения и воспитания;
  2. Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  3. Дифференцированный подход к каждому ребенку;

эффективность для родителя:

  1. Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  2. Готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  3. Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога:

  1. Положительный психологический климат в коллективе;
  2. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  3. Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  4. Качественно организованная система повышения квалификации;
  5. Высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Нравственно-патриотическое

воспитание ребенка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриоти-ческому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Цне, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений микрорайона и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Система последовательности работы.

Семья, детский сад, малая Родина

Страна, её столица, символика

Права, обязанности, конституция

                                                  Младший возраст:

Через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

                                                   Средний возраст:

Через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

                                                     Старший возраст

Через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам.

Итак, человек обладающий нравственно-патриотическими качествами:

трудолюбивый, добрый, милосердный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру, самостоятельный, активный.

 

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С.Л. Новоселова).

Требования ФГОС к предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

  • восприятие речи взрослых;
  • наблюдение за языком;
  • вовлеченность в активную речевую среду;
  • диалог между взрослыми.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

  • обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • обеспечение богатства сенсорных представлений;
  • обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
  • обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
  • обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС(речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС 2ой младшей группы:

  • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
  • Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности) ;
  • Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы) ;
  • Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем) .

РРС средней группы:

  • (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета) ;
  • выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса) ;
  • речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) .

РРС старшей и подготовительной групп:

  • (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;
  • (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения) ;
  • (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением) .
  • Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

при организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж", который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

  • развитие словаря ребёнка
  • работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
  • развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
  • воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)
  • подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
  • развитие мелкой моторики и графомоторной функции
  • знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Заключение

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Желаю всем удачи в работе!

Картина как средство развития связной речи современного дошкольника

В соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования в детском саду во всех возрастных группах организуется совместная деятельность педагога с детьми по развитию связной речи с использованием картин.

Существует 2 вида данной деятельности:

  • Рассматривание картин с беседой о них
  • Составление рассказов по материалам картин

Рассматривание картин организуется во всех возрастных группах.

Методика рассматривания картины:

  1. Целостное восприятие картины
  2. Рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных героев картины
  3. Возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения

Главные решаемые задачи при рассматривании картины:

  1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.
  2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.
  3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
  4. Некоторый программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.

Беседа по картине:

Беседу по картине лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности с небольшой подгруппой или с одним ребенком.

Главные речевые задачи:

  1. Развитие коммуникативной речи ребенка: умение пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).
  2. Развитие доказательной и объяснительной речи.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Упорядочение системы знаний и представлений.
  5. Умение устанавливать взаимосвязи между предметами.
  6. Развитие понимания смысла и содержания картины.
  7. Развитие памяти, внимания и т.д.

Доминирующей является первая задача.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование таких приемовкак:

  • Намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном;
  • Высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • Сравнение предметов, изображенных на картинке;
  • Включение в речь разных форм одного и того же слова.

Обучение детей рассказыванию по картине

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют 3 этапа:

  1. Младший возраст — подготовительный этап (обогащение словаря, активизация речи, умение отвечать на вопросы воспитателя, овладение структурой сложного предложения);
  2. Средний возраст — составление описательных и повествовательных рассказов с помощью взрослого по картинам малого сюжета.
  3. Старший дошкольный возраст - самостоятельное составление рассказов по плану, описательного характера, творческие рассказы, из опыта детей.

Главные задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Активизация и обогащение словаря.
  3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.
  4. Освоение грамматического строя речи.

Перечень картин рекомендуемых для рассматривания в детском саду

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
«Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Зайцы», «Лошадь с жеребенком», Корова с теленком», «Медведь», «Коза с козлятами», «Свинья с поросятами», «Лиса». «Утка с утятами», «Белки», «Еж», «В поле, в саду осенью», «Зима», Саврасов «Грачи прилетели», В.М.Токарев «Ранняя весна», Васнецов «Аленушка». Картины из серии «Наша таня», «Птицы», «Зимние развлечения» И.Остроухов «Золотая осень», И.Горлов «Осень», И.Бродская «Опавшие листья», «Белки осенью» И.Шишкин «Корабельная роща», П.Кончаловский «Поднос и овощи», А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной» Картины из серии: Жизнь диких животных зимой. И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» В.М.Кустадиев «Масленица» Т.Сорокина «Семья» Я.Бродская «Март» А.Саврасов «Грачи прилетели В.Башкиев «Голубая весна» С.Герасимов «Последний снег» И.Бродская «Упавшие листья» Ф.Васильев «Перед дождем» И.Герлов «Осень» А.Пластов «Первый снег» Т.Низкий «Над снегами» А.Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней» И.Бродская «Лес зимой в снегу» Н.Ульянов «Снегири» К.Юон «Мартовское солнце», «Конец зимы», «Лыжники» И.Бродская «Апрель» А.Грицкий «Половодье» И.Левитан «Большая вода» В.Бакшеев «Голубая весна»

Примерный перечень картин для составления рассказов

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
«Кошка с котятами» «Собака со щенятами» (или иная по выбору воспитателя из серии «Домашние животные») «Таня не боится мороза» (либо иная из серии «Наша Таня» и «Дети играют» «Кошка с котятами» (или другая из серии Домашние животные»
«Речка замерзла»
Описательный рассказ по картинам из серии «Осень» (по выбору воспитателя).
Описательные рассказы на тему «Зима».
Рассказывание по картинам «Северное сияние», «Ежи»».
Составление рассказов по серии картин В.Гербовой «Новенькая»
«В школу»
По серии картин «Домашние животные» (на выбор)
По серии картин «Дикие животные» (на выбор)
«Дети севера»
«Подарок маме к 8 марта»
«Если бы мы были художниками»
«Звучащее слово» Г.Тумакова

Существует 2 вида рассказывания по картине:

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

1. Творческое рассказывание по картине.

Цель: учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивом изображенного.

Виды детских рассказов:

  • Рассказ как фантастические преобразования содержант, (с использованием приема перемещент предметов во времени, приема вхожденш в картину). Фантастический рассказ об отдельном взятом предмете.
  • Рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Модель работы с картиной для составления описательного рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зренш воспрттт различными анализаторами.
  5. Определение настроения картины и выражение своего отношения к ней.

Модель работы с картиной для составления творческого рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами. Определение настроения картины.
  5. Представление объектов в рамках времени их существования.
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Существует 2 вида  рассказывания по картине:

  1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

  1. Творческое рассказывание по картине.

Цель: учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивом изображенного.

Виды детских рассказов:

  • Рассказ как фантастические преобразования содержант, (с использованием приема перемещент предметов во времени, приема вхожденш в картину). Фантастический рассказ об отдельном взятом предмете.
  • Рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Модель работы с картиной для составления описательного рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зренш воспрттт различными анализаторами.
  5. Определение настроения картины и выражение своего отношения к ней.

Модель работы с картиной для составления творческого рассказа:

  1. Целостное восприятие картины.
  2. Выделение объектов, изображенных на картине.
  3. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  4. Описание объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами. Определение настроения картины.
  5. Представление объектов в рамках времени их существования.
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Реализация технологии образовательного путешествия через организацию досуговой деятельности