Авторизация

Правовая информация

Служба по контракту в вооруженных силах Российской Федерации

здоровое поколение ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Достижения РФ

Роспотребнадзор информирует

Независимая оценка качества

Независимой оценки качества образования

Короновирусная инфекция

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Первые слова малыша, как бы непонятны и искажены они не были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и « тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего сообщить маме на одной ей понятном языке. А вот пятилетний ребенок может в слезах вернуться из детского коллектива, где сверстники дразнили его за «кашу во рту». А у первоклассника проблемы речи могут отбить желание учиться, заложив основу множеству психологических комплексов.

До пяти лет неправильное произношение различных звуков считается возрастным и ещё не должно вызывать серьезных тревог у родителей ( если у ребенка нет психологических проблем). Другое дело, если оно сохранилось и далее. После пяти лет, как правило, ребенок сам, без специальной помощи научиться произносить звуки правильно уже не может. С каждым годом детей, несправляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков становиться все больше.

Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности матери. Любые проблемы – от неполноценного питания и недосыпания и до и принятия алкоголя и инфекционных заболеваний будущей матери – влияют на общее развитие ребенка. В том числе и на развитие его центральной нервной системы, следовательно, и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности ( даже сильный ранний токсикоз).

Также отрицательное влияние на формирование речи ребенка влияют неблагополучные роды (например, при кислородном голодании часто страдают речевые клетки), а также собственные болезни ребенка.

Значительное влияние на формирование речи оказывают проблемы слуха. Речь в условиях, когда ребенок плохо слышит как себя, так и окружающих, не может формироваться нормально. Дефект речи у кого-то из родителей так же влияет на речь ребенка, который на первых этапах развития слепо подражает окружающим.

Нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка могут индивидуальные дефекты речевого аппарата: массивная или короткая подъязычная уздечка, нарушение прикуса, которые решаются детским стоматологом, и другие.

Родителям не следует стыдить ребенка, насмехаться над его произношением. Ребенок начтет нервничать, стесняться произносить слова с трудными для него звуками и вообще общаться.

Некоторые родители не беспокоятся по поводу неправильного произношения звуков ребенком, они хорошо понимают его речь и лишь умиляются «очаровательному лепету» и не только не стремятся выработать четкую и правильную речь у ребенка, но часто сами стараются ему подражать. Ребенок и не подозревает о необходимости учиться правильному произношению. Для него становиться неожиданностью насмешки детей в коллективе.

Чтобы недостатки звукопроизношения не привели к серьезным нарушениям в поведении ребенка, начните ненавязчиво заниматься этой проблемой уже с трехлетнего возраста. В игровой форме поучите ребенка приемам произношения.

Для улучшения подвижности речевых мышц, а также для того, чтобы повысить их гибкость и точность движений, можно выполнять следующие игровые упражнения:

«Заборчик». «Поставим зубки на зубки, сожмем и покажем верхние и нижние зубки»

«Трубочка». «Вытянем сомкнутые губы вперед. А теперь будем по очереди выполнять «Заборчик» и «Трубочку», зубки всегда в положении «Заборчик».

«Маятник» «Будем по очереди касаться кончиком языка то левого, то правого уголка рта»

«Качели» «Рот приоткроем, кончиком языка будем касаться основания то верхних, то нижних зубок».

«Лошадка». «Давай с тобой пощелкаем язычком, как будто бежит лошадка .»

«Пароход». «Давай прижмем язычок зубками и погудим, как пароход. Низко, сердито» (получается звук л-л-л )

Артикуляционные упражнения нужно проводить перед зеркалом, ребёнок копирует движения взрослого.

Игры с карандашом, крупой , бусами, орехами.

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш.

Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два орешка

Между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Дорожка

Я взяла горошка,

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Игра с горошком

Дома я одна скучала, - Пальчик, пальчик, мой хороший,

Горсть горошинок достала. Ты прижми к столу горошек, Прежде сем игру начать, Покрути и покатай

Надо пальчику сказать: И другому передай.

Тамбов - 2024 Детский сад №18 "Ручеек"