Get Adobe Flash player
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

учитель-логопед, специалист первой квалификационной категории.

Профилактика нарушений речи ребенка

Первые слова малыша, как бы непонятны и искажены они не были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и « тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего сообщить маме на одной ей понятном языке. А вот пятилетний ребенок может в слезах вернуться из детского коллектива, где сверстники дразнили его за «кашу во рту». А у первоклассника проблемы речи могут отбить желание учиться, заложив основу множеству психологических комплексов.

До пяти лет неправильное произношение различных звуков считается возрастным и ещё не должно вызывать серьезных тревог у родителей ( если у ребенка нет психологических проблем). Другое дело, если оно сохранилось и далее. После пяти лет, как правило, ребенок сам, без специальной помощи научиться произносить звуки правильно уже не может. С каждым годом детей, несправляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков становиться все больше.

Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности матери. Любые проблемы – от неполноценного питания и недосыпания и до и принятия алкоголя и инфекционных заболеваний будущей матери – влияют на общее развитие ребенка. В том числе и на развитие его центральной нервной системы, следовательно, и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности ( даже сильный ранний токсикоз).

Также отрицательное влияние на формирование речи ребенка влияют неблагополучные роды (например, при кислородном голодании часто страдают речевые клетки), а также собственные болезни ребенка.

Значительное влияние на формирование речи оказывают проблемы слуха. Речь в условиях, когда ребенок плохо слышит как себя, так и окружающих, не может формироваться нормально. Дефект речи у кого-то из родителей так же влияет на речь ребенка, который на первых этапах развития слепо подражает окружающим.

Нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка могут индивидуальные дефекты речевого аппарата: массивная или короткая подъязычная уздечка, нарушение прикуса, которые решаются детским стоматологом, и другие.

Родителям не следует стыдить ребенка, насмехаться над его произношением. Ребенок начтет нервничать, стесняться произносить слова с трудными для него звуками и вообще общаться.

Некоторые родители не беспокоятся по поводу неправильного произношения звуков ребенком, они хорошо понимают его речь и лишь умиляются «очаровательному лепету» и не только не стремятся выработать четкую и правильную речь у ребенка, но часто сами стараются ему подражать. Ребенок и не подозревает о необходимости учиться правильному произношению. Для него становиться неожиданностью насмешки детей в коллективе.

Чтобы недостатки звукопроизношения не привели к серьезным нарушениям в поведении ребенка, начните ненавязчиво заниматься этой проблемой уже с трехлетнего возраста. В игровой форме поучите ребенка приемам произношения.

Для улучшения подвижности речевых мышц, а также для того, чтобы повысить их гибкость и точность движений, можно выполнять следующие игровые упражнения:

«Заборчик». «Поставим зубки на зубки, сожмем и покажем верхние и нижние зубки»

«Трубочка». «Вытянем сомкнутые губы вперед. А теперь будем по очереди выполнять «Заборчик» и «Трубочку», зубки всегда в положении «Заборчик».

«Маятник» «Будем по очереди касаться кончиком языка то левого, то правого уголка рта»

«Качели» «Рот приоткроем, кончиком языка будем касаться основания то верхних, то нижних зубок».

«Лошадка». «Давай с тобой пощелкаем язычком, как будто бежит лошадка .»

«Пароход». «Давай прижмем язычок зубками и погудим, как пароход. Низко, сердито» (получается звук л-л-л )

Артикуляционные упражнения нужно проводить перед зеркалом, ребёнок копирует движения взрослого.

Игры с карандашом, крупой , бусами, орехами.

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш.

Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два орешка

Между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Дорожка

Я взяла горошка,

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Игра с горошком

Дома я одна скучала, - Пальчик, пальчик, мой хороший,

Горсть горошинок достала. Ты прижми к столу горошек, Прежде сем игру начать, Покрути и покатай

Надо пальчику сказать: И другому передай.

Логопед советует

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ»

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития правильной речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания, перенесенные как при внутриутробном развитии, так и в раннем возрасте. Они ослабляют организм, снижают его психическую активность.

Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев (гуление). Подготовка речевого аппарата к произношению звуков и процесс развития понимания речи.

К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

К 1 году словарь возрастает до 10-12 слов (му, бе, кис). Речь развивается по подражанию, поэтому в данный период необходима четкая, неторопливая речь взрослых. Предметы надо называть четко, не искажая, не имитируя речь ребенка. В этот период необходимо развивать пассивный словарь. Постепенно развивается активный словарь.

К 2 годам словарь ребенка насчитывает 250-300 слов. Формируется фразовая речь. Сначала простые фразы из 2-3 слов (дай пить).

К 3 годам активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.

К 5 годам активный словарь 2500-3000 слов. При благополучном развитии речи к 5-6 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.

Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием речи взрослых. В настоящее время у детей широко распространены речевые нарушения. Без своевременно оказанной грамотной, квалифицированной помощи логопеда речевые нарушения, как правило, сами не устраняются и сопровождают человека в продолжение всей жизни.

Развитие движений пальцев рук

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются к году. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения : «Мама, дай» ;«Папа, би-би» . К концу третьего года жизни словарный запас достигает 1000-1200 слов. Появляются многословные предложения. Ребенок способен почти наизусть рассказать небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов : губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. У ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

О предупреждении речевых нарушений

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой и усвоения школьной программы.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильного расположения верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советом к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Следует беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать и лечить хронический насморк.

Не рекомендуется также искусственно форсировать речевое развитие ребенка, т.е. заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, читать книги для взрослых, разрешать смотреть подряд все передачи по телевизору, много играть в компьютерные игры. Это может привести к перегрузке нервной системы и, как вариант, возникновению заикания.

Не следует учить малыша произносить те звуки, которые в силу неподготовленности речевого аппарата ему еще недоступны, например, требовать, чтобы ребенок в 2-3 года произносил шипящие и звук [Р]. Это ведет к неправильному формированию звуков.

В обучении речи решающее значение имеет общение родителей с ребенком. Они оказывают ребенку бесценную помощь, когда говорят с ним, напевают, повторяют стихи, рассматривают картинки. Следующие важные предпосылки для развития речи – хороший слух и тренированные «инструменты», т.е. губы, язык, мышцы рта. Но для развития речи необходимо не только это. Сегодня известно: речь зависит и от степени развития моторики, особенно от тонкой моторики рук. Обучению речи помогают игры, развивающие ловкость рук, прыжки и бег.

Никогда не критикуйте ребенка, если он не выговаривает какие-то слова. Не принуждайте ребенка повторять их, лучше сами правильно повторите сказанное.

Чтобы научиться правильно произносить слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слыша их, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при небольшом снижении слуха, он лишается этой возможности. Поэтому необходимо заботиться о выявлении и предупреждении нарушения слуха у ребенка. Нужно оберегать его от сильных звуковых воздействий (включенные радио и телевизор на полную громкость), а при заболевании органов слуха обращать внимание на своевременное лечение в медицинских учреждениях.

Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающих. От речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Некоторые слова ребенок слышит впервые, то, как он их воспримет, так и будет произносить. Если дома говорят громко, торопливо, раздражительно, то и речь малыша будет такой же.

В общении с ребенком, особенно в раннем возрасте, нельзя подделываться под детскую речь, употреблять усеченные слова или звукоподражания (бибика, Ляля хочет бай-бай). Частое употребление взрослыми слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами также может тормозить развитие речи ребенка.

ТАБЛИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ

М П Б Т Д Н В Ф К Г Х В 3 ГОДА
С З Ц ЛЬ Ы В 4 ГОДА
Ш Ж Ч Щ Л В 5 ЛЕТ
Р В 5 – 6 ЛЕТ

На шестом году жизни ребенок должен уметь правильно произносить все звуки родного языка.

Тамбов - 2017 Детский сад №18 "Ручеек"