Get Adobe Flash player
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Тамахина Ольга Игоревна

"Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги"

Антон Макаренко

Ребенок нуждается в одинаковом педагогическом подходе и в детском саду, и дома. Поэтому очень важно в детском саду создать коллектив единомышленников, а для этого необходимо осознание родителями и педагогами единых целей, принципов и методов воспитания. Чтобы воспитание было успешным, воспитатели и родители не должны «тянуть» ребенка в разные стороны. Они должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии. Для этого педагогом-психологом разработаны материалы в помощь родителям по наиболее востребованным вопросам, обсуждаемым на консультациях :

  • Трудности адаптации или как улучшить адаптацию к ДОУ?

  • Психологическая подготовка к школе

  • Кризис 3 лет или непослушный ребенок

  • Тревожный ребенок

  • Гиперактивный ребенок

  • Развитие памяти, внимания и мышления

Получить личную консультацию педагога-психолога Вы всегда можете в Центре психолого-педагогического сопровождения "Ручеек эмоций" по графику работы

педагога-психолога

Тамахиной Ольги Игоревны:

понедельник

вторник

среда

четверг

Пятница

с 7-30 до 15-00

с 11-00 до 18-00

с 7-30 до 15-00

с 11-00 до 18-00

с 7-30 до 14-30

Адрес личного сайта педагога-психолога:  psiholog.alltmb.ru

1


Трудности адаптации или как улучшить адаптацию к ДОУ?

adapticПривыкание ребенка к детскому саду всегда очень волнительный момент в жизни семьи. Для улучшения адаптации в нашем учреждении существует дополнительная платная услуга для детей не посещающих детский сад - это группа кратковременного совместного пребывания для малыша и его мамы под руководством и наблюдением педагога-психолога. Подробнее об услуге можно узнать непосредственно в детском саду.

Вот несколько правил для того чтобы малыш быстро и успешно адаптировался к детскому саду:

  • До поступления в ДОУ создайте дома для ребенка режим дня такой же, как и в детском саду.

  • Заранее научите навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, засыпать.

  • Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад - это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнка на грядущие перемены.

  • Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.

  • Читайте ребенку художественную литературу о детском садике: "Как зайчонок в садик собирался" "Правила поведения в детском саду для воспитанных детей" и т.д.

  • Оставляйте ребенка в детском саду сначала на 1- 2 часа постепенно увеличивая время до обеда. Согласовывайте время пребывания ребенка в детском саду с воспитателем и педагогом-психологом и следуйте их рекомендациям, основанным на индивидуальных особенностях привыкания Вашего ребенка.

  • Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша.

  • Дайте ребенку с собой в детский сад любимую игрушку из дома.

  • Желательно укладывать ребенка спать до 21-00, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

  • Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

  • В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь чаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д.

Психологическая подготовка к школе

psiholog"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" - считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний 

  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 

  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 

  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;

  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.

  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок.

  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление.

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.

  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

  • Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.

  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

  • Складывать пазлы без помощи взрослого.

  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 

  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.

  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.

  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.

  • Различать в словах звуки.

Общая осведомленность об окружающем.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Рекомендую родителям лучший сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей -games-for-kids.ru. Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе в специальном разделе сайта  "Подготовка к школе. Игры". 

В нашем учреждении существует система психологической подготовки воспитанников к школьному обучению. Она состоит из диагностики и анализа готовности каждого ребенка 6-7 лет к школе, а также индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий по показаниям. Кроме того функционирует дополнительная платная образовательная услуга по психологической подготовке детей 6-7 и 5-6 лет к школе. Дополнительную информацию об услуге и стоимости можно получить у педагога-психолога.

struktur1                    struktur2

Кризис 3 лет или непослушный ребенок

krizisДетские капризы - это перемены, чаще всего связанные с возросшими потребностями ребенка, которые он не всегда может удовлетворить. Это случается в возрасте 3-4 лет.

Правила смягчения кризиса 3 лет у детей:

  • Следует понимать, что детские капризы пока еще не является устоявшимся, у ребенка идет поиск механизма воздействия на родителей. Если малыш поймет, что желаемого можно добиться капризами, плачем, криком, то он это запомнит. т плакать, кричать и капризничать.

  • В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Детские капризы усиливается присутствием зрителей и сочувствующих плачу малыша.

  • Последовательность всегда и во всем. Однажды запретив ребенку какое-то действие, продолжайте настаивать на том, что этого делать нельзя. Если же сбить ребенка с толку и сегодня запрещать лежать в луже, а завтра разрешить это делать, его будет сложно убедить в том, что лежать в луже плохо.

  • Быстрая реакция. Когда ребенок делает недозволенное, немедленно и строго скажите ему «Нет». Если ребенок вновь повторит действие, еще раз запретите поступок и уведите его в другое место.

  • Похвала вместо порицания. В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на негативных действиях, то он нарочно будет повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребенка быть в оппозиции.

Вот несколько рекомендаций, позволяющих избавиться от детских капризов:

  1. Давайте ребенку не больше трех игрушек сразу: пока он маленький, такого количества будет достаточно. Переизбыток впечатлений быстро утомляет детей.

  2. Старайтесь переключать его с одного занятия на другое. Быть может, ему не хватает новых впечатлений.

  3. Больше активности на прогулке и дома.

  4. Оставляя кроху в одиночестве, включайте ему детские песенки и сказки. Но не телевизор! Телевизор завораживает малышей, но постоянная смена картинок на экране является слишком серьезным раздражителем для незрелой детской психики и может стать причиной задержки в развитии и чрезмерного возбуждеия. 

Тревожный ребенок

trevogaВозможные причины:

1. Противоречивые требования предъявляемые родителями либо родителями и детским садом.

2. Неадекватные требования взрослых (чаще всего завышенные).

3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

4. Тревожность ребенка во  многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Рекомендации родителям:

  • Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить ребенку, много ли ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай! и т.д.).

  • Обращайтесь к ребёнку по имени.

  •   Хвалить его даже за незначительные успехи (причём похвала должна быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили). 

  •  Отмечайте его в присутствии других детей. 

  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от него того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

  • Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

  • Играя с детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается с сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для таких детей просто необходимы. После этих упражнений можно добавить упражнения на расслабление мышц.

Игры и упражнения, рекомендованные в домашних условиях:

Упражнения на релаксацию и дыхание .

«Воздушный шарик».

Цель: снять напряжение, успокоить ребенка.

«Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Сделай вдох, поднеси воображаемый шарик к губам, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его, представляя себе, как твой шарик становится все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул». Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение на расслабление мышц.

«Шалтай-Болтай».

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Давай с тобой поставим маленький спектакль, который называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова свалился во сне резко наклоняем корпус тела вниз.

Игра, направленная на формирование чувства доверия и уверенности в себе.

«Рисунок в паре»

Цель: учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности.

«Давай с тобой совместно будем рисовать (тему надо согласовать с ребенком заранее) рисунок, дополняя друг друга. Сначала ты рисуешь, а я продолжу, затем опять рисуешь ты, а я продолжу и т.д., пока рисунок не будет готов. Потом этот рисунок совместно раскрасим. Посмотри, как у нас красиво получилось. Мы можем этот рисунок подарить кому-нибудь, если ты хочешь».

Гиперактивный ребенок

giperУчастились родительские жалобы на "гиперактивность" детей: "ребенок постоянно крутится и вертится, не слушается, плохо реагирует на замечания взрослых". Синдром гиперактивности определяет врач невролог и психиатр. Не у каждого ребенка подтверждается "гиперактивность".

Родителям ребенка с признаками гиперактивности важно знать:

  • Дети мало чувствительны к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук.

  • Не давайте сразу несколько заданий: "иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать". Ребенок просто переключит внимание на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

  • Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

  • От физических наказаний вообще надо отказаться.

  • Не следует разрешать ребенку делать все, что ему захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.

  • Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

  • Ребенку очень полезны длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, плавание. 40 минут в день! Они позволяют сбросить избыток энергии.

  • Правильным должно быть питание ребенка: необходимо из рациона исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами, пищевые добавки. Постарайтесь отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов, какао.

Развитие памяти, внимания, мышления

razvitieДля выхода ребенка на возрастные нормы развития, подготовки его к школе необходимо развивать его познавательные процессы.

Игры и упражнения, рекомендованные в домашних условиях:

Память:

  • "Запомни предметы" (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

  • "Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

  • "Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.)

  • "Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

  • "Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

  • "Что ты ел на обед?" (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

  • "Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

  • "Нарисуй такой же" (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

  • "Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

  • "Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

  • "Башня" (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

  • "Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Восприятие:

  • "Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

  • "Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

  • "Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов).

  • "Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте).

  • "Сложи картинку" (составить из частей целую картинку), пазлы.

  • "О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

  • "Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

  • "Угадай предмет" (пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Мышление:

  • "Разложи картинки" (что сначала, что потом, учить учитывать последовательность событий).

  • "Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

  • "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению: посуда, овощи, фрукты, мебель).

  • "Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

  • "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

  • "Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

  • Загадки.

Внимание:

  • "Да и нет не говорите. Белого и черного не носите". (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет").

  • Игры - головоломки.

  • Загадки.

  • "Найди отличия".

  • "Найди два одинаковых предмета".

  • "Будь внимателен" (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

  • "Волшебное слово" (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!").

  • "Где что было", (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

  • "Назови, что ты видишь" (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

Тамбов - 2017 Детский сад №18 "Ручеек"