Get Adobe Flash player
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория.

Консультация для родителей

Развиваем мелкую моторику пальцев рук

Пальцы помогают говорить

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина ( при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие ), рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по несколько минут ; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. ( Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев ( здесь уже не так существенны силовые отношения ). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа : бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, – получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек ; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

  • наборы пористых губок ( для тренировки мускулатуры кисти руки );
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень ;
  • цветные клубочки ниток для перематывания ;
  • деревянные игрушки ( собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п. );
  • мозаика по возрастающей сложности ;
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц ;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков ;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия ( узнавание предметов на ощупь );
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп ;
  • вязание, шитье, вышивание ;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу ;
  • лепка из глины или пластилина ;
  • игра «Театр пальчиков» с 1,5 лет.

Ребенку можно предложить поставить сказку о животных :

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы – это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, – это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра « Сорока – Белобока »:

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку – близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.

В России также известно много игр, подобных «Сороке – Белобоке». Например, игра «Пальчики в лесу»:

Раз, два, три, четыре, пять (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, (загибает мизинец)

Этот пальчик чистить стал, (загибает безымянный палец)

Этот резал, (загибает средний палец)

Этот ел, (загибает указательный палец)

Ну, а этот лишь глядел! (загибает большой палец и щекочет ладошку)

Тамбов - 2017 Детский сад №18 "Ручеек"