Авторизация

Правовая информация

Служба по контракту в вооруженных силах Российской Федерации

здоровое поколение ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Достижения РФ

Роспотребнадзор информирует

Независимая оценка качества

Независимой оценки качества образования

Короновирусная инфекция

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии сФЗ "Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года", статья 64, методическая служба призвана обеспечить:

  • достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
  • построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни; адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; светскость образования.

В 2016-2017 учебном году в дошкольном учреждении внедряются парциальные программы:

  • «Формирование коммуникативно-речевых способностей дошкольников», автор., Блохина Е.А.. Цель программы: реализация преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования по проблеме подготовки выпускников детских садов к овладению письменной речью в школе. А также создание у учащихся ситуации успеха, довостребования знаний и умений при выполнении письменных работ.
  • «Развивающая подготовка дошкольников к обучению грамоте и русскому языку в школе», авторы Агаркова Н.Г., Блохина Е.А.. Цель: формирование языковых представлений и умений, определяющих готовность дошкольников к усвоению блока дисциплин «Филология» в начальной школе.

Годовой план воспитательно–образовательной работы полностью построен на подробное изучение программ, полное погружение, изучение средств инновационных технологий. Реализация этих задач полностью ложится на методическую службу ДОУ.

Особенности работы методической службы в ДОУ

Целями методической службы нашего ДОУ являются: создание совокупности условий, направленных на эффективную реализацию образовательной политики учреждения в целях достижения воспитанниками установленных государством стандартов.

Задачи методической службы:

  1. Обеспечивать теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей; создавая условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
  2. Организовывать активное участие педагога в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
  3. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта.
  4. Обеспечивать проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
  5. Разрабатывать и реализовывать мероприятия в соответствии с годовым планом воспитательной-образовательной работы.

Структура методической службы ДОУ.

Система методической работы, обеспечивающая развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, спроектирована по следующей структуре:

  • методический совет
  • «методический кабинет»
  • «методические комиссии
  • проектные микрогруппы
  • ПМПк

Успешность функционирования системы зависит:

  • от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы;
  • учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ ;
  • профессионального мастерства педагогов.

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

«Методический кабинет» - коллегиальный орган, состоящий из заместителя заведующего и старшего воспитателя, в компетенции которого:

  • осуществление решений и рекомендаций, принятых на стратегическом уровне;
  • текущий контроль образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ;
  • разработка методического инструментария.

Успешное выполнение задач методической службыДОУ зависит и от того, на сколько «методический кабинет» знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога.

Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода – это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков.

Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент), определить профессиональные способности.

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из представителей «методического кабинета», руководителей творческих групп, представителей родительской общественности и председателя профсоюзной организации.

Постоянная творческая группа педагогов– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПк – форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии; курирует коррекционно-развивающую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности.

Функции методической службы ДОУ

  1. Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
  2. Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  3. Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  4. Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  5. Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  6. Анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  7. Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  8. Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  9. Изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

  • Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
  • Определение вариантов моделей выпускника;
  • Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • Моделирование новых форм существования ДОУ;
  • Проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  • Проектирование последствий запланированных инновационных процессов;

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  • Знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
  • Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
  • Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Экспертная функция:

  1. Оценка образовательная программы;
  2. Оценка предложений по организации нововведений;
  3. экспертиза методических разработок, программ
  4. экспертиза предметно-пространственной среды ДОУ;
  5. Оценка проведения конкурсов.

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  1. Стратегический;
  2. Тактический;
  3. Информационно-аналитический.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне(Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.

Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

При грамотном построении образовательного процессадеятельность педагогических кадров должна быть направлена:

  1. На индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. Воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом

Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно, с учётом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владениям педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребёнком. Таким образом выделяются три категории педагогов:

  1. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Это педагоги – наставники, золотой фонд ДОУ, работающие на самоконтроле.
  2. Воспитатели не имеющие квалификационную категорию, не стремящиеся к инновационной деятельности, требуют организационного обучения в ДОУ.
  3. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не всегда в полной мере её осуществляющие. Работа с ними требует тщательно продуманной стратегии и мотивационного стимулирования.

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • опробовать педагога в новой роли.

В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель Форма

  • Совершенствование педагогической техники Семинары - практикумы, Клуб молодого педагога
  • Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские
  • Развитие креативных способностей Творческие группы
  • Становление стиля педагогической деятельности Мастер-классы, тренинги
  • Формирование готовности к инновациям «Копилка» педагогического мастерства
  • Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы
  • Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары
  • Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Панорамные открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  • «Лучшие центры»

Клуб молодого педагога, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов: адаптация, процесс развития профессиональных умений, внедрение новых технологий, самосовершенствование, саморазвитие.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников.

Круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

«Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, выход в театр, кино, выезд на природу.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

  • эффективность для ребенка:
    1. Положительная динамика качества обучения и воспитания;
    2. Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
    3. Дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • эффективность для родителя:
    1. Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
    2. Готовность и желание родителей помогать ДОУ;
    3. Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
  • эффективность для педагога:
    1. Положительный психологический климат в коллективе;
    2. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
    3. Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
    4. Качественно организованная система повышения квалификации;
    5. Высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Тамбов - 2024 Детский сад №18 "Ручеек"