Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование речи ребенка

Современный ребёнок к 4,5-5 годам овладевает всей системой родного языка: он может говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

         Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.

 Причины речевых нарушений:

  1. Наследственные факторы
  2. Внутриутробное поражение плода:

-  различные радиационные облучения,

-  химические поражения

-  нейроинфекции (грипп, воспаление лёгких матери),

-  травмы,

-  психотравмы.

3. Природовые травмы ( затяжные роды – кислородное голодание мозга, стремительные роды – резкий перепад давления, асфиксия – обмотан пуповиной). Родовспоможение - щипцы, вакуум.  Кесарево сечение – провоцирующий фактор.

4. Послеродовой период. Инфекционные болезни на первых месяцах жизни. Побочные функции лекарств.

5.  Патологическое строение  артикуляционного аппарата:

дефекты в строении губ; в строении мягкого нёба; патология в строении челюстей; дефекты в строении языка. Парез языка.

6. Неблагоприятная речевая среда. Снижение физического слуха.

7. Интеллектуальная недостаточность.

         Дефекты речи делятся на две группы (психолингвистические критерии). К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание.

         Левая височная доля коры головного мозга ответственна за понимание речи человека. Фонетический слух сохраняется в течение всей жизни человека. На базе фонетического слуха формируется фонематический слух. Чтобы различить  звуки, их нужно сопоставить, т.е. выделить общие и различительные признаки, они имеют бинарное противопоставление (звонкий-глухой;  твердый-мягкий). Фонематический слух – это  врождённая способность человека воспринимать и различать речевые звуки, чтобы распознать слово. Фонематический слух настроен только на восприятие человеческой речи.  Он формируется спонтанно у ребёнка к  1 году  7 месяцам. Фонематический слух осуществляет не только функцию приёма и оценки чужой речи, но и контроль собственной речи. Именно он является стимулом формирования нормированного произношения.

Операции фонематического слуха:  слышать наличие звуков в слове (покажи картинку,  где есть звук  к).

Различать слова, состоящие из одних и тех же звуков (рост, сорт, торс).

Различать слова паронимы, которые различаются только одним звуком (майка-чайка, бочка-почка).

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем.

 К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Без специального коррекционного воздействия  ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слова, правильно произносить все звуки родного языка, что приведёт к  проявлению стойких ошибок при овладении чтением и письменной речью.

 

 

Комплексы упражнений для формирования основных групп звуков

Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

На одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений.

К последующим упражнениям надо переходить лишь после усвоения предыдущих.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих ребенку в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке ).

ПОСТРОИТЬ ЗАБОР

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, про себя произнесите звук И. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

Важно. Следить, чтобы верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно учить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу: положить свой палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

СДЕЛАТЬ ТРУБОЧКУ

Цель: вырабатывать движение губ вперед.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Важно: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот. Зубы сомкнуты. Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложить дотянуться ему губами до конфетки (на расстоянии 1,5-2 см от губ и взять её губами ).

Когда усвоены два первых упражнения, переходим к следующему:

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя...».

Важно: язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами на одном выдохе несколько раз.