Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование технологии «Палочки Кюизенера»

в развитии речи дошкольников

Только та игра целесообразна,

в которой ребенок активно действует,

самостоятельно мыслит, строит,

комбинирует, преодолевает трудности

Макаренко А.С.

Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника. Ведущим  видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из средств формирования мыслительной деятельности, развития речи, расширения кругозора, накопления запаса знаний об окружающей действительности являются занимательные развивающие игры. По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

             Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.

  Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.

В своей работе для развитии речи детей   использую палочки при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи.

Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи   простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь.  В процессе развития речи детей использую палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом  анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.

В  познавательной и конструктивной деятельностях у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений,  самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Также происходит сенсорное развитие детей. В процессе работы с цветными палочками у них развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Применяя в своей педагогической деятельности дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера», сделала вывод о том, что оно универсально и соответствует современным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Главной задачей развития связной речи ребенка , является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения».

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Поэтому я хочу познакомить вас с некоторыми инновационными технологиями применяемыми для развитии речи дошкольников. Сегодня мы познакомимся со следующими инновационными технологиями:

1. Пальчиковые игры

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых текстах часто встречаются незнакомые слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры. Так в речевых играх естественно, интересно, увлекательно проходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений. Игры увлекают малышей и приносят им много пользы! Пальчиковые игры можно проводить как во время детского досуга, так и во время занятий с детьми.

2. Логоритмика

Логоритмика — это комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения.
Реализация данной работы позволяет снизить частоту нарушений звукопроизношения и речевых недоразвитий, что в свою очередь улучшает уровень усвоения программного материала, развития связной речи, повышает уровень подготовленности детей к обучению в школе.
Логоритмика также как и пальчиковые игры проводится во время досуга и во время занятий.

3. Моделирование

К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и конечно развитие связной речи. Основными задачами мнемотехники является:

  • развитие связной и диалогической речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью заменителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существительные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании связной речи:

  • наглядность — рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;
  • создание плана высказывания, он отмечает важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С. Выготский).

Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребёнку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев.
Работу с мнемотаблицей нужно начинать с рассматривания, что нарисовано на таблице, какая сказка здесь спряталась? Обратите внимание на героев, которых вы изобразили. Предложить ребёнку пересказать историю с опорой на картинки (образы). Помогите в случае затруднения.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста детей. Чем старше ребёнок, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.

4. Синквейн

Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек. Временем ее зарождения принято считать двадцатый век, а местом – Америку. Основным фактором, который повлиял на формирование такого стиха, является японское поэтическое творчество, популярность которого на то время была очень широка. Не удивителен тот факт, что о Синквейне узнали и на территории России, и вообще во всем мире. Оказалось, что это довольно эффективный метод, способствующий развитию образной речи. Известно, что такие пяти строчные стихи составлялись и на дидактическую тематику.
Составить Синквейн и ребёнку, и взрослому очень просто, и, кстати, эта особенность делает его кратчайшим и результативным путем к общему развитию ребенка, который способствует быстрому формированию аналитических способностей. Внедрение такого вида работы в практику связано еще и с тем, что он забирает намного меньше времени, но зато дает намного больше результатов. Таким образом, материал усваивается быстрее и лучше.

Преимуществом Синквейна перед стандартными упражнениями еще и в том, что он имеет более строгие рамки, что позволяет выразить мысль четко, лаконично и кратко. А чтобы изъяснение соответствовало всем этим критериям, ребёнку надо применить весь арсенал интеллектуальных и творческих способностей, смекалку и, конечно же, фантазию.

Как составить Синквейн.

Синквейны, в свою очередь, классифицируют на 2 подвида:

  • традиционный;
  • дидактический.

В основе традиционного лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что число слогов в 5 строчках Синквейна должно быть равно 22.

В основе дидактического Синквейна лежит смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:

  • 1 строчка – тема Синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);
  • 2 строчка - 2 слова, которые дают характеристику объекту;
  • 3 строчка – 3 слова, описывающие действия, совершаемые объектом;
  • 4 строчка – 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;
  • 5 - 1 слово, своеобразное резюме-характеристика описываемого объекта.

Пример Синквейна:

  • Котёнок
  • Чёрненький, пушистенький
  • Играет, спит, ест
  • Он мой друг
  • Домашнее животное
  • Дом
  • Большой, красивый
  • Защищает, греет
  • Нужен всем людям
  • Убежище
  • Арбуз
  • Круглый, вкусный
  • Катится, растёт, зреет
  • Арбуз – это большая ягода.
  • Лето