Авторизация

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА»

Формирование представлений о количестве, числе и счете – одна из центральных задач обучения математике детей дошкольного возраста.

Существует немало споров, нужно ли знакомить детей с понятием «состав числа». Одни считают, что достаточно учить детей просто счету, и этого вполне достаточно, другие утверждают, что, не познакомившись с этим понятием, ребенок так и не научится нормально считать. Как правило имеется в виду состав числа из дух меньших чисел, так как необходимость знания состава числа из единиц ни у кого не вызывает сомнения.

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Тему изучения цифр условно можно разделить на две составляющие: запоминание последовательности (1, 2, 3, ……. 9, 10) и графического (визуального) образа.

Как правило, последовательность цифр дети запоминают намного быстрее. Когда взрослый часто проговаривает ее, одновременно указывая по очереди на какие-нибудь предметы, ребенок быстро запоминает на слух названия чисел и их порядок, начинает повторять те же действия и таким образом учится считать. После того, как ребенок научился считать и запомнил все цифры, можно переходить к изучению состава чисел.

Здесь очень удобны числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.

Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах или карточках: например, на одной нарисовано 2 кубика, а на другой 3 мяча. Если их сложить вместе, сколько всего получится предметов?

После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно переходить к составу числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.

Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.

Таким образом, состав числа важное понятие, которое ребенок должен освоить в дошкольном возрасте. Правильное освоение данного понятия способствует развитию у него предпосылок математического мышления. При этом осваивать данное понятие следует на уровне понимания, а не на уровне заучивания.

 

 

 

Давай придумаем сказку

Все дети любят сказки. Наверное, и ваш ребёнок любит подолгу слушать увлекательные истории полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ему в этом полезном и увлекательном занятии.

С чего начать?

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь, когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно, пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное поупражняться в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого – дать импульс к сочинительству. Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Таким благодатным материалом являются русские народные сказки.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих русских народных сказок о животных построен на основе действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату.

Вначале взрослый может предложить ребёнку свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать какого героя выбрать; определить его характер (добрый или злой, трудолюбивый или ленивый и т.д.), мотивы и цели его поступков; решить в какую ситуацию его поместить (выбор место действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказке придумывается название. Самостоятельное определение целей героя, его действий, рассуждение о достигнутых им результатах, формулирование выводов – все это условия нравственного воспитания вашего ребёнка, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Примерный алгоритм сочинения сказки на основе русских народных сказок о животных

После прочтения нескольких сказок, предложите сочинить историю про лису и зайца. Надо придумать, как встретились лиса и заяц. Что они говорили друг другу? Что предложила лиса зайцу? Что ответил заяц? Чем все закончилось?

Сказки, придуманные детьми нашей группы.

Как лиса зайчика встретила

Лиса бежала по тропинке в лесу. Она выбежала на полянку и увидела Зайца. Он сидел на пеньке и барабанил. Лиса предложила зайцу поиграть в «догонялки». Он согласился. Они договорились:

- Кто победит, тот печет печеньки.

И они побежали. Победил Зайчик, испек печеньки. Лиса обрадовалась. И они вместе все съели.

Лиса и заяц (другой вариант).

Жила - была Лиса в ледовом домике. Когда она пошла гулять, она встретила Зайчика на полянке. Лиса сказала Зайцу: «Пойдем ко мне в гости пить чай с малиной». А зайчик был умный и отказался. Он помнил наказ мамы Зайчихи, что нужно держаться подальше от Лисы. Лиса расстроилась и пошла домой. А Зайчик ускакал и спрятался.

Добрая лесная сказка (следующая история).

Лиса пошла погулять по лесу и вдруг услышала, что кто-то плачет за деревом. Лиса подошла и увидела Зайчика. Она спросила:

- Почему ты плачешь, Зайчик?

- Меня Волк обидел, - сказал Зайчик.

- Давай накажем Волка! - сказала Лиса.

- Как? - спросил Зайчик.

- Мы его заманим в ловушку! - ответила Лиса.

Лиса взяла Зайчика за лапку, и они пошли к Медведю, чтобы он выкопал большую яму. А потом Лиса и Заяц попросили Ежика и Белочку набрать травы и сплести сетку, которая будет похожа на полянку. Потом они все вместе пошли к медведю, выкопали яму, сплели сетку и накрыли ею яму. Белочка и Ежик ушли домой, а Лиса, Зайчик и Медведь спрятались за кусты и стали ждать Волка.

Волк шел по лесу и не заметил ловушку. В секунду он оказался в яме. Лиса, Зайчик и Медведь вышли из-за кустов, а Волк их попросил:

- Вытащите меня!

А Лиса сказала:

- Мы тебе поможем, если ты пообещаешь больше не обижать маленьких и не пугать их.

- Я обещаю! – ответил Волк.

- Ну хорошо. Давай лапу, Серый! – сказал Медведь и помог волку вылезти из ямы.

С тех пор в лесу все маленькие животные никого не боялись и жили весело. А Волк действительно никогда не обижал, не пугал, а помогал. Вот так Лиса помогла Зайчику и всем его друзьям!

Также можно сочинять сказки, используя за основу другие русские народные сказки.

Тамбов - 2021 Детский сад №18 "Ручеек"