Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Дворяшина Елена Леонидовна - воспитатель

                    «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

     Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает(ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

       Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

 Что дает пальчиковая гимнастика детям?

 Способствует овладению навыками мелкой моторики.

 Помогает развивать речь  Повышает работоспособность коры головного  Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.

 

 

 

КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ

1)  Совет по выбору методики и пособия.
    Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями.

2) Как правильно учить гласные и согласные.
   Сначала учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э. 
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л. 
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все. 
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Повторение-мать учения.
  
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

 4) Читаем по слогам.
   Когда вы уже выучили часть звуков, надо научить ребенка читать по слогам. Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5)Учим несложные слоги.
  
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, из двух звуков,  например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. 
Ребенок должен понять, каким образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

 6)Учим более сложные слоги.
  
Лучше подольше закреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов. 
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Учим читать первые простые слова.
  
А теперь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Следим за произношением.
  
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов. 

 9) В каком возрасте надо учить ребенка читать?
    
Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть над книгами, читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания . 
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – детей обязательно надо научить читать и писать фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА». Те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс ужеумеющий читать по слогам. Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

 10) Учимся играя.
      
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.