Авторизация

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ФГОС ДО: образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-­проектных.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития.

Обучение в ДОУ является составной частью развития ребенка. Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети получают большую часть необходимого жизненного опыта, который станет базой для построения их модели поведения в будущем. И наиболее важным моментом является умение проявить коммуникационные способности. В таком случае незаменимыми будут интерактивные технологии обучения и творческий подход педагогов к их реализации.

Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный».

Метод - способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. Понятие «интеракции» состоит из двух слагаемых: «интер» - между, «акция» — усиленная деятельность между кем-либо.

Итак, интерактивные методы-это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная технология обучения подразумевает активное участие ребенка в коллективном взаимодействии и построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом.

Суть интерактивных методов:

  • обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;
  • предполагаются условия для самообразования и саморазвития;
  • нет доминирования одного мнения, лидера;
  • роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
  • педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  1. Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно)
  2. Парная (задание выполняется в паре).
  3. Групповая (задание выполняется в подгруппах).
  4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
  5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Методы интерактивного обучения

Разработано немало методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

  • интерактивные и ролевые игры:
  • дискуссии;
  • кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций)
  • «мозговой штурм»;
  • метод проектов;
  • метод ассоциаций,

Рассмотрим влияние методов интерактивного обучения на процесс обучения дошкольников.

Ролевые игры или деловые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей.

Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

Во время интерактивной игры происходит освоение участниками нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.

Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного игрового занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
  3. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  4. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  5. Послеокончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение), анализируются результаты, подводятся итоги.

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Метод «Мозгового штурма» - это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе, позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Перед тем, как приступить к дискуссии, им дается время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и больше — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: ее используют даже в международных компаниях.

Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний.

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений детей. Кроме того, у детей формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

sturm

Дискуссия или Дебаты — делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «педагог - воспитанник, обучающий - обучающийся» и «воспитанник-воспитанник, обучающийся - обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями педагогом и воспитанником.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции:

  • коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.)
  • способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их,
  • умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.

Один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Пример:                         

  • Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у бабушки заболел котенок.
  • Поочередно дети предлагают лечить его, кормить витаминами, завести к доктору, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть шарфик и т. д.
  • Дети определяют, что подходит и чем болен котенок.

Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных детей.

«Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Метод проектов. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.

«Метод ассоциаций» или Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ. Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной.

Важно! Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбрать обобщающие карточки (игрушки, цветы, человек конкретной профессии и т. д.), а для старшего возраста можно выбрать карточку с более узким спектром (чашка, ракета и т. д.).

Способствует развитию творческой активности и логического мышления воспитанников, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность. Соответственно, повышается интерес к деятельности и усиливается мотивация.

Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

  1. Создать условно не решаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного ответа, т. е. есть место фантазии.
  2. Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А листья — это ответы.
  3. Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют/наклеивают/пишут на листьях дерева эти варианты.

Пример:

  • Вопрос: «Что нужно дереву, чтобы найти друзей?».
  • Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел, наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли люди, изображают гнезда,скворечники, чтобы привлечь птиц, создают импровизированное дупло для белки и т. д.

derevo

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном процессе, которые сегодня существуют, используются в практике воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

Интерактивные формы и методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть очень узкими. Эффективность и целесообразность применения интерактивных форм и методов я наблюдаю в своей практике

Применение интерактивных форм взаимодействия в практике работы с дошкольниками

Интерактивные технологии применяются с детьми, начиная с трехлетнего возраста

Во 2й младшей группе проводится — работа в парах, хоровод; в средней группе - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель; в старшей работа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум);в подготовительной к школе группе —работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).

Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода

Первое, чему учим детей — это проверять друг друга. Следующий этап: учим тренироваться в парах. Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища.

Формируя у детей целостную картину мира, мы изучаем какой — либо объект во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами окружающего мира. И в этом незаменимы интерактивные технологии, которые позволяют решать педагогические задачи в комплексе.

Формы интерактивного взаимодействия:

Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

Разбивка на группы

Разбивка на группы (пары, тройки): здесь есть особенность: в группу лучше включить детей с разной степенью активности. Если в одну группу, микрокоманду отобрать только активных ребят, а в другую — пассивных, то ясное дело, что первая группа покажет куда более высокие результаты.

Как добиться максимального эффекта

Работа в коллективе ДОУ с детворой может проходить как в парах (готовят совместный проект), так и в группах по несколько человек (играют в ассоциации), а может быть для всего коллектива (деловая игра или дерево решений).

gruppa

В процессе использования технологии «Хоровод», у детей развивается умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Интерактивная технология помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Технология «Карусель» (меняющиеся пары) внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Технология «Микрофон» - это разновидность группового обсуждения, которая дает возможность каждому сказать что-либо быстро, по очереди, выражая свое мнение, свою позицию или отвечая на вопросы.

Применение технологии групповой работы «Работа в малых группах» (тройках) дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности».

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять задания, анализировать и давать оценку.

«Знакомство» позволяет формировать навыки самопрезентации (рассказ о себе), преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

pazzlinterraktiv

Выводы. Применение интерактивных форм, методов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методиками повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников; качественно повышает уровень взаимодействия педагогов и детей, уровень психолого-педагогической компетентности педагогов; способствует расширению знаний педагогов о современных интерактивных технологиях, особенностях их применения в ДОУ. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Заключение:

В любой игре есть победители и проигравшие. Главное — донести ребенку то, что опыт, полученный в процессе игры, — бесценен.

Ребенок начинает познавать мир и социализироваться, осознавать, что не всегда будет побеждать, а выиграть есть шанс у каждого. Технологии интерактивного обучения в доу гарантируют и в дальнейшем успешное обучение ребенка в школе.

Каждый педагог - творец технологии

Создание технологии невозможно без творчества. и чем более творчески педагог подходит к процессу своей деятельности, тем талантливее и креативнее вырастают воспитанники.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация способствует концентрации внимание ребенка, его наибольшей заинтересованности;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ
Тамбов - 2021 Детский сад №18 "Ручеек"