Автор Кречетова Н.Ф., воспитатель 

Особое место в исследовательской деятельности дошкольников занимает детское экспериментирование. Проводя несложные опыты, экспериментируя с различными предметами и материалами, ребенок на практике познаёт свойства объектов живой и неживой природы и различных видов материалов. То, что ребенок узнаёт из практического опыта надолго остаётся в его памяти, ведь для него так важно увидеть воочию, потрогать, понюхать, услышать, попробовать на вкус. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Опытно-экспериментальная деятельность хороша ещё и тем, что она не требует больших капиталовложений. Даже с минимальными материальными затратами можно провести интересные и полезные опыты. Так, в качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, мороженого, пластиковые бутылочки. Часто используется бросовый материал (верёвки, шнурки, катушки, пробки и т.д.) И в этом ещё одно важное преимущество – детям наглядно демонстрируется возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Для создания условий опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо правильно организовать предметно-пространственную среду. При оборудовании центров экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • насыщенность среды;
  • доступность расположения.

Оборудуя центры, мы должны, прежде всего, исходить из того, какие задачи ставит перед нами образовательная программа в области познания, учитывая при этом возраст детей.

В младшем дошкольном возрасте центры оснащаются материалами и оборудованием для игр с песком, глиной, водой, воздухом, мыльной пеной, светом. Важным в этом возрасте является ознакомление детей с сенсорными качествами и свойствами предметов и материалов, поэтому целесообразно создавать коллекции разных видов тканей, использовать разнообразный природный материал (семена различных растений, шишки, камешки и т.д.). Хорошим помощником в чувственном познании детей может стать «мешочек ощущений».

В среднем дошкольном возрасте центры экспериментирования дополняются некоторыми пищевыми продуктами (мука, соль, сахар, крахмал), цветными стёклами, лупами, коллекциями разных видов бумаги, пуговиц, перьев. Создаются гербарии, мини-музеи различной тематики (например, «Камни», «Чудеса из стекла», «Пуговицы», «Ракушки» и т.д.).

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется возможностей для опытно-экспериментальной деятельности и, соответственно, тем больше требуется оборудования и всевозможных предметов и материалов для исследования. Опыты и исследования усложняются. Если, например, в младших группах исследовали сенсорные качества различных видов тканей (каковы они на ощупь), то в старшем возрасте исследуют такие свойства тканей, как прочность, впитываемость, теплопроводность.

Центры экспериментирования в старшем дошкольном возрасте дополняются микроскопами, материалами и оборудованием для игр с магнитом, стеклом, резиной. Обогащается природный материал. Создаются мини-музеи с более сложной тематикой, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня» и т.д.

Во всех возрастных группах центры экспериментирования оснащаются тематическими альбомами, книгами познавательного характера, картотеками опытов и экспериментов для соответствующего возраста.

Можно оснастить центры интересными фотографиями. Например, фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму. Или снятых крупным планом мелких насекомых, жуков, бабочек.

К педсовету был проведен осмотр центров экспериментирования, в ходе которого было выявлено, что в целом предметно-пространственная среда соответствует условиям познавательно-поисковой деятельности детей, а также требованиям безопасности и доступности. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по созданию зон экспериментирования – содержание центров в целом соответствует рекомендуемому перечню и особенностям возрастной группы.

Однако следует отметить, что на момент проверки не во всех группах были разработаны картотеки опытов и экспериментов. В некоторых группах в «Уголках для родителей» отсутствовала информация по данной теме.

По результатам проверки центров экспериментирования воспитателям рекомендовано:

  1. Составить картотеки опытов и экспериментов.
  2. Оформить наглядную информацию для родителей по опытно-экспериментальной деятельности детей.
  3. Пополнить центры экспериментирования коллекциями тканей, бумаги, разнообразить интересными для исследования предметами и материалами.